Коллекция вышитых крестом предметов ткачества музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля насчитывает более полутысячи единиц и дает возможность подробно рассказать об одной из древнейших техник декорирования, возникшей еще на заре цивилизации.
На самом деле шов «крест» появился задолго до того, как первобытный человек научился сучить первые нити, ткать первые полотна или обрабатывать металл, чтобы изготовить из него первые иглы. Просто однажды кто-то из наших далеких предков догадался скрепить несколько шкур воедино, используя для этого сухожилия, острую тонкую кость и перекрещивающиеся между собой стежки. Но поскольку древние люди были слишком заняты выживанием, понадобилась еще не одна сотня лет, чтобы декоративная и смысловая составляющая шва крестом восторжествовала над утилитарной. Этому способствовало появление и развитие ткачества в тандеме с появлением и развитием эстетических и мировоззренческих характеристик человечества. Выводя нитью по полотну узоры и орнаменты, вышивальщицы ушедших тысячелетий невольно вплетали в них и свою эпоху с ее страхами и насущными нуждами, превращая орнаменты в невербальные воззвания к высшим силам. Так вышивка стала оберегом, превратилась в сакральный инструмент для противостояния невидимому злу.