|
«История» История создания дворцово-паркового комплекса
Дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле занимает важное место в истории белорусской архитектуры конца XVIII – середины XIX в. В нем отразились несколько направлений в развитии отечественного дворцового зодчества и паркостроения от развитого классицизма до неостилей.
Гомель, возникший как поселение радимичей в IX – X вв., в период Древней Руси был крупным торгово-ремесленным центром. С вхождением в состав Великого княжества Литовского он стал важной приграничной крепостью на юго-восточных рубежах этого государства. Лишь в XVIII в. начинается его постепенное возвышение. Первым, кто пытался превратить Гомель в экономический и культурный центр белорусских земель, был канцлер Великого княжества Литовского князь Михаил Чарторыйский. Именно он в 1730-е гг. начал в Гомеле крупное строительство. На месте старой крепости, расположившейся в районе древнего городища, был воздвигнут мощный замок с башнями, стенами и обширным дворцом, сложенными из дубовых брёвен.
Важный поворот в жизни Гомеля наступил в 1775 г., когда он, после включения Восточной Беларуси в состав Российской империи, был подарен как “деревня в 5000 тысяч душ для увеселенья” Екатериной II генерал-губернатору Малороссии, генерал-фельдмаршалу графу П.А.Румянцеву-Задунайскому.
Желая создать “русское начало” в присоединённых белорусских землях, российская императрица широко использовала практику “пожалований” белорусских городов и местечек своим приближённым военачальникам и фаворитам. При этом Екатерина II поощряла своих сановников на создание в подаренных имениях дворцово-парковых ансамблей с целью распространения в крае имперских культурных традиций. Именно это стало причиной передачи П.А. Румянцеву-Задунайскому дополнительно ещё и 100 тысяч рублей на строительство в Гомеле роскошной резиденции. Для украшения её интерьеров императрица подарила генерал-фельдмаршалу большую коллекцию картин и предметов декоративного искусства.
П.А. Румянцев-Задунайский поручил дело подготовки проекта своей Гомельской резиденции жене, которая привлекла к работе известных столичных архитекторов. Вероятней всего, в разработке плана дворцового комплекса принимали участие один из создателей Александро-Невской лавры, Таврического дворца и Казанского собора в Петербурге И.Е. Старов и Ю.М. Фельтен, участвовавший в строительстве Зимнего дворца и перестройке интерьеров Большого дворца в Петергофе.
По предложению этих архитекторов образцом при проектировании дворца в Гомеле стала знаменитая вилла “Ротонда” близ северо-итальянского города Виченца, построенная во второй половине XVI века известным архитектором А. Палладио. Это был первый в Европе центрический в плане дворец с большой купольной надстройкой над плоской крышей. Её копирование было чрезвычайно распространено в тогдашней Европе. Так, именно вилла “Ротонда” вдохновила Д. Мерлини на создание королевской резиденции Станислава Августа в Варшаве – Лазенок, которые возводились одновременно с Гомельским дворцом П.А. Румянцева.
«Архитектура» Этапы строительства и реконструкции
Первым шагом к возведению в Гомеле роскошной резиденции было уничтожение старого замка М. Чарторыйского: дворец, деревянные и земляные укрепления снесли, а ров засыпали. В 1785 г. состоялась закладка фундамента главного дворцового корпуса, строительство которого завершилось в начале 1790-х гг. Оно осуществлялось архитекторами Я.Н. Алексеевым, Д.Г. Котляревским и К.И. Бланком с учётом проектов, подготовленных столичными зодчими. В результате этих работ на естественной возвышенности на берегу реки Сож появилось компактное двухэтажное здание на высоком цоколе, завершенное в центре кубоподобным бельведером с большим куполом. Внешний декор дворца был целиком выполнен в стиле раннего классицизма. Главным украшением фасадов были портики коринфского ордера – четырёхколонный парадный и шестиколонный парковый. По всему периметру здания прямоугольные оконные проёмы, размещённые в два ряда, чередовались с пилястрами, что придавало дворцу величественную монументальность.
Внутренняя планировка дворца также имела центричный характер. При этом более высокий первый этаж (так называемый бельэтаж) полностью был отдан под парадные помещения, второй – под жилые комнаты, а цокольный использовался для хозяйственных нужд и размещения прислуги. Входя в здание, посетители попадали в просторный вестибюль, который вёл в главный квадратный парадный зал, дополненный со всех сторон широкими нишами и обрамлённый рядами высоких коринфских колон, поддерживающих открытые галереи второго этажа. Этот зал освещался большими окнами бельведера, а его высота достигала 25 метров. По сторонам от зала находились ещё четыре обширные парадные гостиные, что позволяло хозяевам устраивать роскошные приёмы. Интерьеры первого этажа дворца поражали самую избалованную публику: тематические и орнаментальные росписи, покрывавшие всё внутреннее пространство стен, изящная лепнина, выполненная в технике имитации под мрамор, картины, бронзовые ажурные люстры и разнообразные предметы искусства лучших европейских мастеров.
В 1796 г. Гомель сменил хозяина. После смерти П.А. Румянцева-Задунайского владельцем местечка стал его сын – член Государственного совета, сенатор, будущий министр иностранных дел Российской империи и Государственный канцлер, граф Н.П. Румянцев. Считая Гомель своей главной резиденцией, он, по признанию современников, превратил его из относительно небольшого местечка, застроенного деревянными домами, в красивый европейский городок с каменными административными, общественными, жилыми и культовыми сооружениями. Большое внимание граф уделил также дальнейшему обустройству своей резиденции. Для продолжения работ из Англии был приглашен известный архитектор Джон Кларк, который в начале XIX в. начал достройку Гомельского дворца. По желанию хозяина, по бокам главного корпуса были возведены прямоугольные двухэтажные флигели (первый этаж занимали хозяйственные помещения, второй – гостиные и кабинеты).
Необходимость этого строительства объяснялась потребностью в новых помещениях для размещения увеличивающихся собраний искусства и библиотеки. Н.П. Румянцев был одним из самых известных в России коллекционеров, который с помощью своих сотрудников, образовывавших так называемый «румянцевский кружок», сумел собрать огромную библиотеку и разнообразные коллекции раритетов. Все эти сокровища после смерти канцлера в 1826 г. были переданы государству и вывезены в С-Петербург, где на их базе открылся публичный музей. Позднее книжные и архивные фонды стали основой для создания знаменитой Ленинской библиотеки в Москве, а обширные коллекции живописи, скульптуры, этнографии, археологии и нумизматики пополнили собрания различных музеев.
Деятельность Кларка в Гомеле не ограничилась лишь расширением объёмов дворца. Он участвовал в проектировании многих зданий в городе, но самым грандиозным его творением стало возведение в 1809 – 1824 гг. по соседству с резиденцией Н.П. Румянцева православного Петропавловского собора. Это грандиозное сооружение в стиле классицизма имеет крестово-купольную композицию. Все четыре фасада его украшены огромными 6-колонными портиками дорического ордера, а центральный объём венчает цилиндрический световой барабан с высоким полусферическим куполом. В храме, обустроенном по его воле и при финансовом участии, и был похоронен Николай Петрович, умерший в начале 1826 года.
Следующим хозяином Гомеля стал младший сын П.А. Румянцева-Задунайского – дипломат и государственный деятель С.П. Румянцев. Однако он предпочитал жить в Москве и не сильно дорожил отцовской резиденцией в провинции. Испытывая финансовые трудности, он в 1834 г. заложил Гомель в казну.
С разрешения императора Николая I сначала дворец, а потом и всё Гомельское имение были приобретены известным российским военачальником, генерал-фельдмаршалом, князем И.Ф. Паскевичем-Эриванским, который являлся официальным наместником российского императора в Польше. Дворец при новом хозяине подвергся очередной перестройке.
На сей раз реконструкцией Гомельской усадьбы занимался известный варшавский архитектор, член флорентийской Академии изобразительных искусств, Адам Идзковский. Задача, которую поставил перед ним генерал-фельдмаршал, была достаточно сложной: сохранив величественную монументальность дворца, необходимо было увеличить общее число помещений и хотя бы частично избавиться от сухости уже утратившего к тому времени свою стилистическую значимость классицизма. В итоге был выбран компромиссный вариант, в результате которого главный корпус практически не был изменён внешне – лишь несколько подкорректировали вид парадного портика и бельведера, украсили крышу скульптурами и чугунными балюстрадами (их привезли из Польши).
Боковые флигели подверглись более существенной реконструкции. Северный полностью утратил классические черты и стал трёхэтажным. Южный же был разобран до основания, и на его месте воздвигли прекрасную оригинально декорированную, 4-ярусную башню в неоренессансном стиле.
Серьёзной переработке подверглись и внутренние интерьеры Гомельского дворца. Здесь работами по оформлению руководил специально приглашённый из Варшавы скульптор и декоратор итальянец Винценто Винценти. До середины 1850-х гг. дворец обрёл новое лепное убранство парадных и жилых помещений, был заменён паркет, поставлены новые камины из искусственного мрамора, комнаты украсили многочисленные картины, статуи и произведения декоративного искусства работы знаменитых российских и европейских мастеров. В башне расположилась картинная галерея, а также богатейшая коллекция ваз, подаренных генерал-фельдмаршалу российским императором Николаем I и прусским королём Фридрихом-Вильгельмом IV.
По планам А. Идзковского вокруг дворца был разбит парк. Овраг, по которому протекал ручей Гомеюк, превратился в искусственный пруд, где поселили лебедей. Через него были переброшены два моста. Позже за прудом в южной части резиденции появился пейзажный парк.
По периметру парк окружили каменной оградой, в которой со стороны города имелся парадный въезд с широкими чугунными воротами. Перед главным фасадом дворца разбили зелёный партер с фонтаном. За дворцом парковая терраса выходила на обрывистый берег реки. К устроенной внизу прогулочной набережной, обсаженной липами, можно было спуститься по изящной лестнице.
Гомельский парк славился разнообразием высаженных тут деревьев и кустарников. Наиболее редкие из них привозили из Парижа и Варшавы, часть выращивали в местных питомниках. Обширные газоны украшали красивые клумбы и цветники.
Из элементов парковой архитектуры выделялись мраморные статуи на главных аллеях, монументальные керамические вазы, таинственные руины и гроты, беседки, в одной из которых находилась древняя скифо-сарматская каменная баба, привезённая из Приазовья. Помещения демонтированного сахарного завода, который до середины XIX в. размещался в южной части парка, отдали под просторную оранжерею “Зимний сад” с экзотическими растениями. Оставшуюся 40-метровую трубу завода переделали под оригинальную башню обозрения, откуда открывался прекрасный вид на город, реку и окрестности.
На площадке возле башни дворца, были выставлены две трофейные турецкие пушки – подарок императора Николая I. Здесь же находилась бронзовая конная статуя князя Юзефа Понятовского, племянника последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа. Её история заслуживает особого внимания. Маршал Понятовский командовал 40-тысячным корпусом в армии Наполеона и участвовал в его походе на Москву. В знаменитой “Битве народов” под Лейпцигом в октябре 1813 г. он погиб и позднее был похоронен как национальный герой в краковском Вавеле. Варшавяне добились разрешения Александра I поставить памятник Ю. Понятовскому на одной из городских площадей. На собранные поляками деньги он был заказан знаменитому датскому скульптору Б. Торвальдсену, который в качестве прототипа выбрал конную статую римского императора Марка Аврелия. Но установить уже отлитый памятник в Варшаве не удалось – началось антироссийское восстание 1830–1831 гг. После его подавления статуя в разобранном виде хранилась в крепости Модлин, откуда, с позволения Николая I, её вывез в свое Гомельское имение царский наместник в Польше И.Ф. Паскевич. Памятник Ю. Понятовскому находился в городе до 1922 г. По условиям Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей он был возвращён этой стране и торжественно установлен в Варшаве, где и находится в настоящее время перед Президентским дворцом.
При Паскевичах в летнее время по четвергам и воскресеньям парк с 5 до 9 часов вечера был открыт для всех желающих, что делало его любимым местом отдыха горожан.
«Особенности строительства»Дворцово-парковый ансамбль в конце XIX – начале XXI вв.
В 1856 г., после смерти И.Ф. Паскевича, большая часть его имущества перешла к сыну – генерал-адъютанту Ф.И. Паскевичу. Через год новый хозяин, ожидая с визитом императора Александра II, в военную свиту которого он входил, провёл небольшой “косметический” ремонт комплекса, и для подъезда царского кортежа прямо к парадному входу вместо высокого крыльца у главного корпуса устроили широкий двухсторонний пандус.
Работы по реорганизации и обустройству вотчинной усадьбы Ф.И. Паскевича велись со второй половины 50-х до конца 60-х гг. XIX в. параллельно с ремонтом в его особняке на Английской набережной в Петербурге. Ими руководили петербургские академики архитектуры А.Х. Пель и Р.А. Гедике. Произошли некоторые изменения в архитектурном облике дворца. Были сняты все чугунные тумбы с крыши дома и галерей. В пристройке к северной галерее, где помещались «сени» с главным входом во дворец, была устроена домовая церковь, а главный вход во дворец был перемещен к портику, обращенному в сторону города. Со стороны реки Сож перед шестиколонным портиком здания появилась большая полукруглая терраса на сводах, окруженная решеткой с литыми чугунными колонками.
Некоторым переустройствам подверглась башня. Между ризалитом и портиком со стороны реки была сделана кирпичная пристройка для размещения спальни князя и под ней комнаты камердинера. Заложили кирпичом несколько окон на втором этаже, и павильон с северной стороны башни увенчался ротондой с верхним светом. Из чугуна были сделаны решетки в портике башни и лестницы, которые вели из здания в парк. Тогда же на четвертом этаже появились металлические балконы и были установлены куранты.
В дальнейшем дворец практически не претерпел никаких изменений. Однако в 1870 – 1889 гг. в парке появилось новое оригинальное сооружение – часовня в неорусском стиле, которая стала семейным склепом рода Паскевичей. Возведена она была по проекту архитектора Е.И. Червинского при участии петербургских архитекторов А.Х. Пеля, М.Е. Месмахера, О.Э. Вегенера, художника С.И. Садикова и других. Квадратное в плане сооружение накрыли сверху высоким 8-гранным шатром, дополненным по бокам 4-мя изящными башенками с куполами. Внешний декор часовни разнообразен: здесь и чередование рядов белого и красного кирпича, рельефная кладка, арочные порталы над входным и оконными проёмами, сложные композиции из цветной плитки с растительным орнаментом. Усыпальница находится под землёй, куда можно попасть из небольшого наземного объема-входа с массивной чугунной дверью.
В 1903 г., после смерти князя Ф.И. Паскевича, Гомельский дворец стал собственностью его вдовы княгини И.И. Паскевич. Именно она первая стала придавать разнообразным семейным коллекциям вид публичного музея. Проведённая при ней систематизация собраний показала, что общее число накопленных предметов искусства уже превысило 3 тысячи. Наибольшую художественную ценность имели англо-французская коллекция стеклянных изделий, собрания саксонского, китайского и русского фарфора, персидских, немецких, турецких и бухарских ковров и гобеленов. Множество редких предметов находилось в коллекции мелкой пластики. Высоко также ценились нумизматическая коллекция, собрание археологических древностей и богатейшая библиотека, размещавшаяся в башне, фонд которой насчитывал более 20 тысяч книг на разных языках.
К сожалению, Гомельский дворец не смог избежать разрушительных последствий бурных событий 1917 – 1921 гг. Его ценнейшими собраниями беззастенчиво пользовались многочисленные “хозяева” города. Да и сам комплекс, доминирующий над городом, был прекрасной мишенью для артиллерии как “белых” так и “красных”. В 1920-е гг. дворец был реставрирован, но разграбление его собраний продолжилось. СССР нуждался в промышленном оборудовании для индустриализации, а поэтому дорогостоящие предметы искусства практически за бесценок уходили в европейские страны и США. Ещё больше усугубил положение тот факт, что Гомель до 1926 г. входил в состав РСФСР, чем не преминули воспользоваться столичные российские музеи, также основательно опустошившие местные фонды. В результате такой политики властей коллекции Гомельского музея значительно поредели, и в 1937 – 1938 гг. его “выселили” из бывшей резиденции Румянцевых-Паскевичей, где открыли Дворец пионеров и школьников, в башню дворца и бывший Петропавловский собор, благодаря чему его, кстати, не взорвали, как многие другие шедевры отечественного культового зодчества.
В начале Великой Отечественной войны, летом 1941 г. Гомельский дворец был занят под штаб Центрального фронта, что сделало его одной из самых заманчивых целей для немецкой авиации. Досталось комплексу и при освобождении Гомеля в 1943 г. Что же касается послевоенных реставрационных работ, то их полуразрушенный дворец ждал несколько десятилетий. Лишь в 1969 г. в отремонтированном комплексе разместились Областной краеведческий музей, Дворец пионеров и школьников, а в Петропавловском соборе с 1960 г. начал действовать планетарий. Окружающий же комплекс парк стал главным городским центром “культуры и отдыха”, получив при этом имя А.В. Луначарского.
Последняя реставрация гомельского дворцово-паркового комплекса была начата в 1995 г. Восстановленные и обновленные музей-дворец и парк были открыты для посещений в начале 2004 г. |
|