Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Дворцов утраченная роскошь

Дворцов утраченная роскошь


8 января 2013

Дворцов утраченная роскошьВыставка антиквариата под таким названием начала свою работу в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля. На ней экспонируются предметы из частного собрания гомельского коллекционера Сергея Путилина.

Кто из нас не любил подолгу что-нибудь хранить, будь то программки хороших спектаклей, визитки отелей, в которых останавливались во время запоминающихся поездок, или доставшаяся в наследство от бабушки икона. Мы дорожим некоторыми старыми вещами, порой не задумываясь, что это и есть антиквариат (от лат. antiquus «старый»). Но далеко не каждому под силу собрать столько ценной старинной мебели и предметов интерьера, сколько продемонстрировал в пяти выставочных залах дворца Румянцевых и Паскевичей Сергей Путилин.

Благодаря многообразию и хорошему подбору коллекции на выставке есть возможность проследить некоторые наиболее яркие стилистические предпочтения в европейском мебельном искусстве. Перед нами возникают довольно редкие образцы убранства не просто жилых помещений, а залов и покоев роскошных дворцов и замков. Такие вещи изготавливались хорошими специалистами и мастерскими с использованием дорогих материалов и сложных способов декоративной обработки и, поэтому, стоили больших денег. Их поставляли специально для монарших дворов, их приобретали владельцы состоятельных домов и усадеб. А то, какими они должны были быть, зависело от эпохи, вырабатывавшей определенные эталоны красоты и комфорта.

Мебель, столь привычный в нашей жизни элемент обихода, уже в смысле своего названия (лат. мobilis, франц. meuble, нем. Möbel, – «подвижный») определяет значение своего существования – подвижность, которая заключается и в возможности поменять место расположения, и заменить износившиеся детали, и вообще, выбросив, сменить на другие новые предметы. С движением времени двигалась и мебель, старомодные образцы которой сохранялись преимущественно в музеях и частных собраниях.

Дворцов утраченная роскошьОтражением эстетики Ренессанса, исторического периода, когда еще довольно немногочисленные предметы обстановки размещались большей частью вдоль стен просторных помещений, является скамья-ларь, выполненная из дерева и щедро украшенная крупными резными узорами. Такой тип мебели возник из сундука или ларя (ларца), который служил и емкостью для хранения или перевозки вещей, и местом для сидения, и традиционной принадлежностью свадебного приданого невесты. Эта скамья имеет высокую спинку и локотники, что выдаёт в ней предка дивана, который спустя  пару столетий после ее появления заполонит домá.

Между прочим, сундук стал основой и для создания различных видов шкафа. Первый посудный шкаф имел такую же приземистую форму, как и сундук, но был снабжен, как правило, двумя-четырьмя дверцами в передней части. Спустя время его установят на стойки, потом и вовсе будут делать двухкорпусным, назвав буфетом. Несколько буфетов представлено в нашей экспозиции.

Дворцов утраченная роскошьКак утверждают знатоки истории, гениальная мысль поставить сундук на торец пришла в голову некоему неизвестному голландцу в конце XV в. Это был уже шкаф (одностворчатый), а два сундука рядом послужили прототипом двухстворчатого шкафа. Став важным звеном в интерьере, шкаф видоизменялся по форме, отделке и назначению, приобретая все больше и больше разновидностей: для одежды, для деловых бумаг (кабинет), для письма (бюро и секретер), для книг. Несколько видов шкафов и разных способов их декорирования демонстрируется на выставке. Особого почтения заслуживает самый давний из них, выполненный в стиле барокко. Свойственные искусству XVII – начала XVIII в. черты читаются в его объёмно-пространственном построении, повторяющем сложную форму архитектурного сооружения, а также в характерных мотивах отделки резьбой, токарными элементами, замысловатой фанеровкой и ажурными металлическими накладками. Но одежда в таких шкафах, как в ларях, вплоть до XVIII столетия хранилась на полках.

Более поздние шкафы для платья и белья, представленные на выставке, по композиционно-художественным особенностям можно условно разбить на две группы: одни – с архитектурными реминисценциями и соответствующими им элементами декора в виде колонн, пилястр, фризов, фронтонов, карнизов и т.д. Фасады других по трём сторонам оформлены цветочной и геометрической инкрустацией в виде мозаичного набора, выполненного из кусочков шпона разных пород древесины. Такая техника получила название маркетри (от франц. marquer – размечать, расчерчивать), и стала использоваться после изобретения станка для производства строганного шпона.

Дворцов утраченная роскошьФранцузский мебельщик Андре Шарль Буль (1642–1732) обогатил маркетри тем, что кроме дерева, использовал вставки из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра. Мебель в так называемом стиле Буль была престижной в XVIII столетии и неоднократно повторялась в последующие времена. Копия стола, изготовленного в мастерской А.Ш. Буля, безукоризненно выполнена в XIX в. и сегодня размещена в центре выставочного зала, в котором показаны предметы интерьера гостиных. Первая из гостиных оформлена в стиле рококо, блестяще завершившем барокко и во многом диктовавшем в Европе вкусы французского двора Людовика XV. Тогда в моду вошли светские салоны, соответственно, обстановка размещалась не по периметру помещения, а уютными зонами с обязательным наличием мягкой мебели для сидения, всевозможных столиков и комодов.

В то время как ярким отражением рококо в декоративно-прикладном искусстве были плавные извилистые линии, обилие золота и лепнины, вычурность и изысканность, в приметах пришедшего ему на смену стиля классицизма главными критериями стали строгость и симметрия построения форм, использование тем и пластических выражений из античной истории и мифологии.

Дворцов утраченная роскошьВ комплексе другой гостиной, с классицистической обстановкой,  удивляют тонко инкрустированные латунью бюро, секретер и большой овальный стол, относящийся к мебельным повторам этого стиля в период правления во Франции Наполеона III. Центральное место занимает гарнитур из дивана, кресла, стульев и столика с фарфоровыми накладками. Здесь же складной, так называемый ломберный столик, предназначавшийся для карточной игры. Именно за таким столом в Болдино А.С. Пушкин написал свою повесть «Пиковая дама».

Вспоминая сегодня это произведение, написанное классиком с элементами мистификации, и рассматривая размещенные в этих залах зеркала, невольно задумываешься, что зеркало всегда было самым загадочным предметом интерьера, во все времена окруженным ореолом мистики и тайны. Из древности до нас дошли предания о том, что при помощи удивительного стекла (как называли его) можно увидеть прошлое и будущее, заглянуть в потусторонний мир и пообщаться с людьми, которых давно нет. Наверное, перед тем, кто сумеет с их помощью заглянуть в «Зазеркалье» в помещениях Гомельского дворца, предстанет картина с отражением их исторического вида. Вот подобный находящемуся на выставке рокайлевый гарнитур, который был привезен по приказанию фельдмаршала И.Ф. Паскевича из Варшавы. Гостиный комплект в стиле классицизма, приобретенный князем Ф.И. Паскевичем в Петербургском магазине французской мебели, напоминает экспонирующийся гарнитур с фарфоровыми накладками…

Дворцов утраченная роскошьПредметы обстановки в апартаментах интимного характера, в отличие от парадных залов, имеют чуть более скромное убранство, хотя не лишены изысканности и художественного шарма. Здесь экспонируется дубовый монолитный кабинет в стилистике раннего немецкого барокко и мебель для кабинета, которая декорирована мелкими деталями, отражающими приёмы позднего «дрезденского барокко». Всем будет любопытно увидеть меблировку спальни, оказаться на импровизированной террасе с самоваром, торжественно стоящим на большом круглом столе в окружении стульев с плетеными сиденьями. Предметы мебели прекрасно дополняют часы, подсвечники, картины и скульптура.

И еще много интересного из образцов дворцовой роскоши, не утраченной, а собранной большим любителем и ценителем старины Сергеем Путилиным, можно открыть для себя на выставке антиквариата во дворце Румянцевых и Паскевичей.

Татьяна Литвинова,

кандидат искусствоведения, зав. художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля

  Материал опубликован в газете «Гомельская праўда» 04.01.2013 г. и на сайте www.gp.by 20.12.2012 (http://gp.by/section/culture/50154.html )

При использовании материалов ссылка на авторство публикации и на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!

 


 


Вернуться назад