Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Выставки > Выставка одной картины «Конный портрет генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича»
Выставка одной картины «Конный портрет генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича»26 декабря 2012 |
В уходящем 2012 году исполнилось 230 лет со дня рождения прославленного российского полководца, бывшего с 1834 по 1856 год владельцем Гомельского имения, генерала-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича, графа Эриванского, светлейшего князя Варшавского (1782–1856). К этой дате музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля подготовил музыкально-драматическую композицию «Велик, кто честь в боях снискал». Во время ее первого представления в Белой гостиной дворца Румянцевых и Паскевичей состоялась презентация конного портрета фельдмаршала, предоставленного музею частным коллекционером Дмитрием Асташенко. В настоящий момент это произведение живописи экспонируется на выставке одной картины в Фельдмаршальском зале дворцовой башни. Несется конь быстрее лани. М.Ю. Лермонтов «Демон» Изображение героев, полководцев и монархов верхом на коне относится к типу парадного портрета, на котором художник передает образ в торжественной, возвеличивающей человека форме, с определенной долей пафоса и приукрашенности. Как правило, всадник показан в подчеркнуто героической позе на фоне пейзажа. Василий Тимм . Портрет императора Николая I на коне. 1840
История европейского изобразительного искусства знает множество примеров конных портретов разного времени, авторства и модели, начиная с образа Святого Георгия Победоносца. Как символ победы, скакун стал частью исторических монументов на городских площадях. Например, в памятниках Марку Аврелию на Римском Капитолии (160–180-е гг.), кондотьеру Гаттомелати скульптора Донателло в Падуе, императору Петру I «Медный всадник» Э. Фальконе в Петербурге. В живописи к наиболее известным можно отнести конные портреты королей и императоров работы художников Диего Веласкеса, Давида, Антуана-Жана Гро, Франца Крюгера и др.
И.Ф. Паскевич, как известная и довольно колоритная личность Российской империи XIX в., был многогранно и ярко отражен художниками в произведениях живописи, графики и скульптуры. Его иконография настолько обширна по тематике и по авторскому исполнению, что достаточно назвать такую цифру: 43 типа только гравированных портретов фельдмаршала приведено в словаре сенатора Д.А. Ровинского, изданном в 1888 году. Они печатались в книжных изданиях, на лубочных картинках и активно собирались коллекционерами. Ф.А. Дитрих. Паскевич верхом. 1847
Среди них одной из редких считалась гравюра с изображением князя на белом коне с фельдмаршальским жезлом в руке. Её выполнил варшавский гравер Ф.А. Дитрих в 1847 году на основе картины Я. Суходольского по заказу Николая I. Автор сделал только три оттиска портрета: для Зимнего дворца, в коллекцию гравюр Д.А. Ровинского и во дворец И.Ф. Паскевича, после чего уничтожил медную доску. Местонахождение гомельского варианта пока неизвестно.
Кроме упомянутой работы Я. Суходольского, известно множество произведений живописи с изображением Ивана Фёдоровича, в том числе на картинах исторического содержания. В их числе – парадные портреты, два из которых были выполнены по специальному императорскому заказу в Зимний дворец в Петербурге: Джордж Доу написал портрет Паскевича в Военную галерею, Франц Крюгер – для Фельдмаршальского зала. Копия Н.Г. Шильдера со второго полотна представлена в экспозиции Гомельского дворца, где ранее находилось несколько десятков картин, гравюр, скульптуры, отражавших образ И.Ф. Паскевича. В настоящей момент здесь хранится 13 произведений изобразительного искусства, на которых он запечатлён. Появление сегодня во дворце Румянцевых и Паскевичей (пусть и на время) еще одной картины с портретом его бывшего владельца – это событие. Оно преподносит нам новую возможность увидеть знаменитого фельдмаршала, ещё больше узнать о нём, произвести исследования в поисках художника, написавшего ее в 1846 году, о чем на лицевой стороне полотна отставлена авторская надпись вместе с неизвестной нам сигнатурой: «S.KSmal?yn?». На этом парадном портрете И.Ф. Паскевич изображён верхом на вздыбленном коне. Он одет в генеральский мундир с эполетами и аксельбантом, на нём белые панталоны и ботфорты, на голове двууголка с плюмажем из белых петушиных перьев. Скакун тоже в парадном уборе с попоной. На переднем плане под копытами виднеется колесо и брошенный наземь турецкий головной убор. На заднем плане изображен горный пейзаж с идущими вдали войсками. Нарядная, декоративная колористическая гамма, подчеркнутая театральность позы всадника придают всему произведению возвышенный настрой, подчеркивая мнения многих современников о его военной судьбе – Паскевич практически всегда был на коне. Татьяна Литвинова
Вернуться назад |