Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Привет от маркизы Де Помпадур

Привет от маркизы Де Помпадур


10 декабря 2012

Гомельская правда, 04 декабря 2012

Ваза из дворца французских королей теперь будет восхищать гомельчан.

Собрание художественного фарфора музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля пополнилось новым экспонатом. Это ваза-ароматница, изготовленная на знаменитой Севрской мануфактуре более полутора столетий назад. Выполнена она в форме кубка, имеет две ручки с бронзовыми деталями и накрывается крышкой с отверстиями, через которые в помещение проникали ароматы благовоний и курений, находившихся внутри.

Привет от маркизы Де ПомпадурТакие сосуды получили популярность в XVIII веке и использовались для того, чтобы перебивать неприятные запахи, бывшие серьезной проблемой частных резиденций вельмож и крупных городов Европы того времени. Декорирована ваза в стилистике рококо, живописные пасторальные сцены украшают ее стенки, а промежутки между ними заполнены нежной розовой тонировкой.

Эта фоновая тонировка была фирменным знаком Королевской мануфактуры фарфора, основанной в 1756 году в городке Севр под Парижем французским монархом Людовиком XV и его фавориткой Жанной Антуанеттой де Помпадур. Имя этой знаменитой женщины стало нарицательным, дав название целой эпохе в истории Франции и став синонимом высокого вкуса и изысканной роскоши. Именно с маркизой де Помпадур связаны многочисленные нововведения в женской моде того времени: высокие прически и каблуки, маленькие сумочки из мягкой кожи (ридикюль) и разные изящные безделицы (банты, шатлены, табакерки, бонбоньерки, медальоны), которые изготавливались из золота и серебра, украшались перламутром, слоновой костью, панцирем черепахи, драгоценными камнями.

Привет от маркизы Де ПомпадурМаркиза де Помпадур покровительствовала всем видам изящных искусств: живописи и скульптуре, мебельному мастерству, выделке тканей и гобеленов и особенно изготовлению фарфора и фаянса. На Севрской мануфактуре, действовавшей под ее патронажем, работал скульптор Этьен Морис Фальконе, известный в России как создатель памятника Петру I «Медный всадник» в Петербурге. Фарфоровые фигурки Фальконе по рисункам Франсуа Буше быстро вошли в моду. Сама одаренная многими талантами, Помпадур брала уроки у «первого живописца короля» Буше, который запечатлел ее на нескольких портретах. Маркиза де Помпадур (картина Ф. Буше).

Буше, вместе с другими современными ему художниками, был автором так называемых галантных сцен — излюбленного жанра искусства XVIII столетия. Это были всевозможные картинки с изображением непринужденно общающихся дам и кавалеров на фоне природы. Их сюжеты имели немного фривольное содержание, ярко выражая чувственное и манерное начало рококо. Сюда можно отнести и так называемые пасторали на тему «пастушеской любви», где нарядные пастушки принимают ухаживания от таких же утонченных пастухов.

Именно эти персонажи мы и видим на вазе-ароматнице, поступившей в фонды нашего музея. Игривая парочка — пастушка и пастух, обучающий девушку игре на дудочке, в сельских одеждах XVIII века расположилась под деревом. Роспись сделана уверенной рукой мастера и обрамлена выполненными по золоту узорами.

Привет от маркизы Де ПомпадурНе только художественные достоинства этого предмета определяют его уникальность. На оборотной стороне крышки обозначены три фабричные марки, обозначающие место и время производства вазы, дату нанесения декора и место ее предназначения. Овальная черная марка со знаками «S. 37.» означает, что предмет изготовлен на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1837 году. Другая марка синего цвета в виде двойного круга, внутри которого переплетенные латинские буквы «PL» под короной и надпись «Sevres 1844», не только подтверждает, что изделие сделано в Севре, но и позволяет определить время, когда оно было художественно оформлено. Это 1844 год — время правления во Франции императора Луи-Филиппа, чья монограмма размещена в центре клейма. 

Еще одна марка, выполненная красной надглазурной краской, содержит внутри двойного круга (с зубчатым обрамлением и короной) надпись «Chateau des tuileries». Это говорит о том, что ваза была изготовлена для размещения в императорской резиденции Тюильри в Париже, которая со времен Людовика XVI была основной резиденцией всех последующих французских монархов. В дни Парижской коммуны Тюильри был сожжен и после этого не восстанавливался. 

Но не только об этом может рассказать музейный предмет. На бронзовых деталях вазы поставлено клеймо, которое обозначает, что они отлиты специально для Севра в то время, когда директором завода был Александр Броньяр. 

Сын архитектора А. Т. Броньяра, знаменитого сооружением по заказу Наполеона I Бонапарта дворца де ля Бурс в Париже, Александр Броньяр тоже был незаурядной личностью, проявив себя в области науки и искусства. Его отец, представитель художественной элиты Франции, был другом скульптора Ж. А. Гудона, ярчайшего мастера психологического и гражданского портрета. Обращаясь в своем творчестве к детским персонажам, Гудон создал неповторимые скульптурные образы детей. В 1770-е годы он выполнил бюсты дочери и сына архитектора Броньяра: Луизы и Александра. Работы пользовались большой популярностью, копировались в мраморе, бронзе, а также изготавливались в бисквите (не покрытый глазурью фарфор). Со временем портреты Луизы и Александра попали в Лувр. 

Александр Броньяр стал выдающимся минерологом, профессором естественной истории, членом Парижской академии наук, автором многих научных трактатов. Следует заметить, что в числе его учеников был белорусский ученый Игнат Домейко. 

На протяжении 47 лет (1800 — 1847 гг.) А. Броньяр управлял Севрским фарфоровым заводом, который пережил при нем техническую революцию, связанную с совершенствованием технологии производства фарфора. Здесь Броньяр организовал первый в мире Керамический музей с целью сбора и изучения фарфора разного происхождения, и в 1845 году был выпущен первый каталог изделий. В настоящее время это Национальный музей керамики, насчитывающий около 50 000 экспонатов, из которых примерно десятая часть изготовлена в Севре. 

Произведения севрского фарфора престижны для любой коллекции антиквариата. Такие изделия на выставках и аукционах почти всегда являются раритетами и ценятся очень дорого. Севрские шедевры были и в художественном собрании князей Паскевичей. В описях их гомельского дворца, датированных XIX — началом XX века, встречается множество предметов из фарфора, которые были изготовлены на всемирно известных предприятиях: Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, Прусском королевском фарфоровом заводе, мануфактурах Японии, Китая, Мейсена, Севра… 

К сожалению, ни одно из этих хрупких изделий не сохранилось до наших дней. И поэтому чрезвычайно радует, что в наш музей поступил предмет такого высокого художественного уровня, как фарфоровая ваза-ароматница из дворца французских королей Тюильри. 

 

Татьяна Литвинова, Татьяна Буракова,

сотрудники художественного отдела музея

Гомельского дворцово-паркового ансамбля


Вернуться назад