Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Исследования > Знаменитый бронзовщик Пьер Филипп Томир в Гомельском дворце

Знаменитый бронзовщик Пьер Филипп Томир в Гомельском дворце


14 декабря 2011

Знаменитый бронзовщик Пьер Филипп Томир в Гомельском дворцеИскусство художественной золоченой бронзы в Европе своим расцветом в XVIII столетии обязано Франции. Сияющие золотом и близко походившие на драгоценный металл, литые бронзовые произведения как нельзя лучше воплощали стремление представителей монарших дворов и придворной знати к расточительному наслаждению пышной роскошью. Осветительные приборы (люстры, бра, канделябры) и каминные часы, вазы-курильницы и настольные украшения, накладные детали мебели и изящные подставки-геридоны, оригинальные статуэтки и скульптурные группы, выполненные их этого блестящего сплава, в изобилии украшали дворцовые апартаменты европейской аристократии.

В немногочисленный ряд «посвященных» мастеров художественной бронзы входит Пьер-Филипп Томир, 260 лет со дня рождения которого исполнилось в декабре уходящего года.

П.-Ф. Томир родился в 1751 году в парижской семье потомственного мастера по художественной обработке металла. Будучи с малолетства приобщенным к творчеству, он рано обнаружил незаурядные таланты в искусстве и уже в 14 лет был принят в одно из самых престижных художественных заведений Европы - Академию Святого Луки в Риме. По окончании Академии в 1772 году Томиру была присуждена золотая медаль с надписью «Томиру-скульптору». Но поскольку эта профессия не давала необходимого заработка, молодому художнику пришлось освоить искусство литья и обработки декоративной бронзы, которое было хорошо известно в его семье. Скульптор Жан-Антуан Гудон (он знаменит своими изваяниями сидящего Вольтера), у которого обучался Томир, удовлетворенный проявленными способностями своего подопечного, напишет о нем в Комитет общественного образования: «Нация обязана мне тем, что есть человек, способный поддержать искусство литья из бронзы, и этот человек - Томир». Пьер-Филипп мастерски овладел бронзолитейной техникой, чему в большой степени поспособствовал еще один его наставник Пьер Гутьер, чьи бронзовые произведения блистали в парадных интерьерах Версальского дворца.

Получив патент мастера, Томир открывает собственную бронзолитейную мастерскую в предместье Парижа. После выполнения заказа на изготовление декоративных элементов для коронационной кареты Людовика XVI, к Томиру пришла заслуженная слава, и право быть придворным поставщиком короля, затем императора Наполеона I. Томир становится ведущим представителем нового в то время стиля классицизма, а в период империи - ампира. Его известность распространяется далеко за пределы Франции. В среде обеспеченных дворян стало считаться признаком хорошего тона приобретение предметов интерьера фирмы Томира. Историки пишут, что «молодые щеголи Французской империи посылали в первый день нового года изделия Томира тем красавицам, у ног которых они рассчитывали провести свои  остальные дни». Продукция, выходившая из его знаменитой мастерской, славилась многообразием форм и превосходной отделкой поверхности с тончайшими переливами, сочетаниями матовой и глянцевой позолоты, тщательной проработкой мельчайших деталей.

Знаменитый бронзовщик Пьер Филипп Томир в Гомельском дворцеМы с вами тоже имеем возможность оценить достоинства художественной бронзы Томира. Для этого нет необходимости ехать в Париж, достаточно придти в музей, который располагается во дворце Румянцевых и Паскевичей в Гомеле. В экспозиции «Фельдмаршальский зал» торжественно высятся на подставке большие каминные часы золоченой бронзы, украшенные скульптурной группой «Кориолан Волумния». Сюжет этой композиции восходит к военной истории Древнего Рима. По преданиям, полководец, завоевавший город Кориолы, получил прозвище Кориолан. Он решил выступить против Рима, и только мать Кориолана и жена Волумния уговорили его отступить от заведомо обреченной на провал затеи. Когда же полководец попытался выступить на народном собрании, чтобы оправдать свое решение, те с камнями в руках набросились на него и убили.

На часах Кориолан изображен в воинских доспехах с копьем в руке у вертикально расположенного восьмигранного щита, в котором заключен циферблат с механизмом. К воину протягивает руки Волумния, опустившаяся на колени. С другой стороны стоял ребенок, фигурка которого не сохранилась. Вся скульптурная композиция помещена на характерный для классицизма прямоугольный постамент, на лицевой стороне которого прикреплены медальоны: в правом из них изображена капитолийская волчица, кормящая Ромула и Рема, в левом - голова римской богини в шлеме, в центральном написано латинское выражение: «Пусть мщение уступит милосердию».

Знаменитый бронзовщик Пьер Филипп Томир в Гомельском дворцеУзнать авторов часов нам помогают клейма. На боковой части цоколя выгравировано одно из них: «THOMIRE Á Paris». На эмалевом циферблате надписи синей краской: «Thomire et Cie, Moinet ainé Horer». Это знаки мастерской П.-Ф. Томира и парижского часовщика, изготовлявшего для него механизмы, Луи Муане. Клейма позволили также датировать предмет около 1810 г.

Этот редкостный образец декоративно-прикладного искусства эпохи классицизма поступил в фонды музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля из художественной коллекции владельцев дворца князей Паскевичей, которая входила в число одной из богатейших в Российской империи. И, конечно же, такое собрание было бы не полным, если бы в его составе не было бронзы прославленного Пьера-Филиппа Томира. Популярная в Европе с начала XIX в., она поступала и на русский рынок, где хорошо раскупалась, несмотря на высокую стоимость. В Петербурге также изготавливались копии изделий Томира и были специальные магазины, где можно было выбрать парижскую продукцию по каталогам. Прикладную бронзу для семьи Паскевичей в этот период приобретали в таких магазинах, на выставках и заказывали в мастерских. Следует отметить, что в их семейное собрание еще входили каминные часы работы мастерской Томира «Минелай с телом Патрокла», попавшие в 1923 г. в Государственный Эрмитаж. Тогда же из паскевичского собрания в Эрмитаж поступили часы «Амур и Психея», которые были изготовлены петербургской фирмой Феликса Шопена по модели П.-Ф. Томира.

Знаменитый бронзовщик Пьер Филипп Томир в Гомельском дворцеКопиями, выполненными по оригиналам и рисункам Томира, можно считать бронзовые канделябры с фигурой крылатой богини победы Нике, которые, как и часы «Кориолан и Волумния», экспонируются сегодня в башне Гомельского дворца. Над головой богиня высоко поднимает венок с разветвляющимися свечниками для свечей, символически венчая победителей. При этом фигура Нике помещена на шар, аллегорически олицетворяя неустойчивость и мимолетность славы, которую приносит победа.

Наряду с иносказательным смыслом прославления героики побед канделябры отличают классическая ясность форм и монументальность. Эти качества дворцовых предметов искусства как нельзя лучше подчеркивали доблестное прошлое их владельца генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича, графа Эриванского, князя Варшавского. Эти особенности были свойственны произведениям европейского прикладного искусства стиля ампир. Эти особенности отличали произведения яркого выразителя этого направления в искусстве талантливого скульптора-бронзовщика Пьера-Филиппа Томира.

Литвинова Татьяна Федоровна
(заведующая художественным отделом Гомельского дворцово-паркового ансамбля)

Данное исследование было опубликовано в газете "Гомельская правда", 13 декабря 2011, №192 под названием "Парижская мода на сожских берегах".


Вернуться назад