Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Исследования > Знаменитый бронзовщик Пьер Филипп Томир в Гомельском дворце
Знаменитый бронзовщик Пьер Филипп Томир в Гомельском дворце14 декабря 2011 |
В немногочисленный ряд «посвященных» мастеров художественной бронзы входит Пьер-Филипп Томир, 260 лет со дня рождения которого исполнилось в декабре уходящего года. П.-Ф. Томир родился в 1751 году в парижской семье потомственного мастера по художественной обработке металла. Будучи с малолетства приобщенным к творчеству, он рано обнаружил незаурядные таланты в искусстве и уже в 14 лет был принят в одно из самых престижных художественных заведений Европы - Академию Святого Луки в Риме. По окончании Академии в 1772 году Томиру была присуждена золотая медаль с надписью «Томиру-скульптору». Но поскольку эта профессия не давала необходимого заработка, молодому художнику пришлось освоить искусство литья и обработки декоративной бронзы, которое было хорошо известно в его семье. Скульптор Жан-Антуан Гудон (он знаменит своими изваяниями сидящего Вольтера), у которого обучался Томир, удовлетворенный проявленными способностями своего подопечного, напишет о нем в Комитет общественного образования: «Нация обязана мне тем, что есть человек, способный поддержать искусство литья из бронзы, и этот человек - Томир». Пьер-Филипп мастерски овладел бронзолитейной техникой, чему в большой степени поспособствовал еще один его наставник Пьер Гутьер, чьи бронзовые произведения блистали в парадных интерьерах Версальского дворца. Получив патент мастера, Томир открывает собственную бронзолитейную мастерскую в предместье Парижа. После выполнения заказа на изготовление декоративных элементов для коронационной кареты Людовика XVI, к Томиру пришла заслуженная слава, и право быть придворным поставщиком короля, затем императора Наполеона I. Томир становится ведущим представителем нового в то время стиля классицизма, а в период империи - ампира. Его известность распространяется далеко за пределы Франции. В среде обеспеченных дворян стало считаться признаком хорошего тона приобретение предметов интерьера фирмы Томира. Историки пишут, что «молодые щеголи Французской империи посылали в первый день нового года изделия Томира тем красавицам, у ног которых они рассчитывали провести свои остальные дни». Продукция, выходившая из его знаменитой мастерской, славилась многообразием форм и превосходной отделкой поверхности с тончайшими переливами, сочетаниями матовой и глянцевой позолоты, тщательной проработкой мельчайших деталей.
На часах Кориолан изображен в воинских доспехах с копьем в руке у вертикально расположенного восьмигранного щита, в котором заключен циферблат с механизмом. К воину протягивает руки Волумния, опустившаяся на колени. С другой стороны стоял ребенок, фигурка которого не сохранилась. Вся скульптурная композиция помещена на характерный для классицизма прямоугольный постамент, на лицевой стороне которого прикреплены медальоны: в правом из них изображена капитолийская волчица, кормящая Ромула и Рема, в левом - голова римской богини в шлеме, в центральном написано латинское выражение: «Пусть мщение уступит милосердию».
Этот редкостный образец декоративно-прикладного искусства эпохи классицизма поступил в фонды музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля из художественной коллекции владельцев дворца князей Паскевичей, которая входила в число одной из богатейших в Российской империи. И, конечно же, такое собрание было бы не полным, если бы в его составе не было бронзы прославленного Пьера-Филиппа Томира. Популярная в Европе с начала XIX в., она поступала и на русский рынок, где хорошо раскупалась, несмотря на высокую стоимость. В Петербурге также изготавливались копии изделий Томира и были специальные магазины, где можно было выбрать парижскую продукцию по каталогам. Прикладную бронзу для семьи Паскевичей в этот период приобретали в таких магазинах, на выставках и заказывали в мастерских. Следует отметить, что в их семейное собрание еще входили каминные часы работы мастерской Томира «Минелай с телом Патрокла», попавшие в 1923 г. в Государственный Эрмитаж. Тогда же из паскевичского собрания в Эрмитаж поступили часы «Амур и Психея», которые были изготовлены петербургской фирмой Феликса Шопена по модели П.-Ф. Томира.
Наряду с иносказательным смыслом прославления героики побед канделябры отличают классическая ясность форм и монументальность. Эти качества дворцовых предметов искусства как нельзя лучше подчеркивали доблестное прошлое их владельца генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича, графа Эриванского, князя Варшавского. Эти особенности были свойственны произведениям европейского прикладного искусства стиля ампир. Эти особенности отличали произведения яркого выразителя этого направления в искусстве талантливого скульптора-бронзовщика Пьера-Филиппа Томира. Литвинова Татьяна Федоровна Данное исследование было опубликовано в газете "Гомельская правда", 13 декабря 2011, №192 под названием "Парижская мода на сожских берегах". Вернуться назад |