Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Певец Сожа Борис Звиногродский
Певец Сожа Борис Звиногродский24 марта 2011 |
«Гомельская правда», 24 марта 2011 года В Гомельском дворцово-парковом ансамбле проходит выставка живописи из фондов музея, посвященная 115-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, художника Бориса Звиногродского. Зеленые дубравы, березовый бор, голубая гладь рек...Такими предстают перед нами Гомельщина, Беларусь в пейзажах художника. Застывшие на холсте краски заставляют радоваться, волноваться, грустить, открывают неповторимую прелесть белорусской земли. Борис Федорович Звиногродский родился в 1896 году в городе Артвине бывшей Батумской губернии (ныне Турция), в семье адвоката. Десятилетним мальчиком заинтересовался живописью. Окончив гимназию, Борис поступил в Московский университет на юридический факультет, одновременно занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у замечательного русского художника А. Архипова. В начале Первой мировой войны Звиногродский мобилизован в армию и направлен в Гатчинскую военную авиационную школу. Во время одного из боевых вылетов был ранен. В годы Гражданской войны воевал добровольцем в Красной Армии, с ее частями попал в Белоруссию. После демобилизации остался жить в Гомеле. С 1925 года начал принимать участие в художественных выставках. Первые работы художника появились на выставках в Гомеле в 1926 году. В годы Великой Отечественной войны Борис Федорович работал во фронтовой газете "Раздавим фашистскую гадину", в агитбригаде театра кукол. После освобождения Гомеля возвратился в родной город. В 1946 году был принят в Белорусский союз художников. В картине "Восстановление моста" Звиногродский изобразил возведение в Гомеле деревянного моста, взорванного фашистами. Его громада стремительно уходит вдаль, поражая высотой и протяженностью. Небо и вода написаны в серебристо-зеленоватых, а берег - в охристо-коричневых тонах. Этот пейзаж стал исторической картиной. Деревянного моста через Сож давно уже нет, он заменен новым. Уйдя из жизни и памяти людей, мост остался лишь на холсте художника. Картина была написана в 1949 году. "Вернувшись в Гомель после освобождения его от фашистов, я был потрясен разрушениями, развалинами, - вспоминал художник. - Мне хотелось показать труд людей, труд, возрождающий город из руин и пепла. Хотелось передать стремительный ритм созидания: баржи, груженные стройматериалами, ковши экскаваторов, стрелы подъемных кранов..." Интересен пейзаж "Сож. Большая вода". Эта картина - песня весне, радости обновления жизни. Ясный солнечный апрельский полдень. Легкие облака словно тают в светлом небе. Высокая линия горизонта, высокая точка зрения художника позволяют ему запечатлеть размах, ширь и величие родной земли. Борис Федорович вспоминал, как он работал над картиной: "Я писал ее весной 1953 года. Выбрал самое высокое место - крышу Дворца пионеров, что стоит на высоком, обрывистом берегу Сожа. Отсюда открывался вид, действительно потрясающий воображение. Работалось легко. Одна лишь забота, как схватить и передать солнечный свет, как запечатлеть этот могучий размах реки, как написать воздух? Это одно из любимых моих произведений". Другой пейзаж - "Старый Сож" - исполнен легкой грусти. Неподвижная темная гладь воды зарастает травой, ее теснят кусты и деревья. Чувствуется, что в этой старице заглохла жизнь. Где-то в стороне остался речной простор, фарватер, вечное движение воды... Много сил Борис Федорович отдавал оформлению театральных постановок. С 1933 по 1948 годы он работал главным художником в Республиканском театре кукол. Звиногродский известен и как педагог, многие годы преподавал рисование в школах Гомеля, вел занятия в студии изобразительного искусства при Дворце культуры железнодорожников им. В. И. Ленина. Десяткам молодых людей он привил любовь к искусству, дал профессиональные навыки. Макушникова Эльвира Анатольевна Вернуться назад |