Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > "Эту штучку можно перелить в металл"

"Эту штучку можно перелить в металл"


10 февраля 2011

"Эту штучку можно перелить в металл"«Гомельская правда», 10 февраля 2011 года

В 30-е годы в Гомеле чуть было не переплавили один из прекраснейших музейных экспонатов.

В апреле прошлого года "Гомельская праўда" в статье "Век добрых людей" рассказывала о речичанке Лидии Медведской, отпраздновавшей 100-летний юбилей. В 30-е годы Лидия Семеновна работала научным сотрудником Гомельского краеведческого музея. Она хорошо помнила, как в 1935 году во дворце Паскевичей размещали Дом пионеров и были потеснены редчайшие экспонаты.

Для нас оказалась очень важной информация о работе Лидии Семеновны в музее во дворце в предвоенный период. Планировали встретиться лично, но, к сожалению, вскоре после юбилея Лидии Медведской не стало. Переговоры о передаче в фонды музея материалов, касающихся истории нашего музея, мы вели с ее родственниками. Спустя некоторое время материалы в дар музею были переданы правнучкой Медведской Л. В. Рудак.

Статус музейных предметов обретут дореволюционные почтовые открытки с видами дворца князя Паскевича и улицы Базарной (ныне Трудовой), фотография коллектива музея в довоенный период (на снимке), фотография с изображением довоенной экспозиции в башне дворца, черновики писем нашей бывшей коллеги, которые непосредственно касаются истории музея и его собрания. На групповом снимке работников музея есть и Лидия Семеновна.

О том, как непросто складывалась судьба дворцового убранства в довоенный период, говорится в набросках черновых писем Медведской. В них рассказывается лишь об одной странице в жизни музея: когда было принято решение городских властей о размещении дворца пионеров и школьников в главном корпусе. Лидия Семеновна написала по этому поводу следующее: "Отношение комиссии по созданию дворца пионеров к редчайшим ценностям: отдельные высказывания членов комиссии говорят о полнейшем отсутствии понимания значения памятников прошлого. В шутку или серьезно давались такие реплики: "эту штучку можно перелить в металл" - по поводу бронзовой статуи "Вестник мира" работы скульптора Демут-Малиновского, копии с работы Кановы...". Несмотря на такие заявления, до переплавки, к счастью, дело не дошло. А "Вестник мира" в настоящее время можно увидеть в музейной экспозиции, посвященной Румянцевым.

"Это можно отдать дошколятам" - о фарфоровых безделушках работы русских, саксонских, французских заводов XVIII - XIX веков", - пишет далее сотрудница музея о высказываниях членов комиссии в отношении судьбы музейных ценностей. Предлагалось также "часть вещей, относящихся к спальному гарнитуру французской работы конца XVIII века (инкрустация деревом по дереву), передать в другие руки, предварительно "сняв бронзовую отделку". Надо сказать, что спустя многие годы после войны, где-то в 70-е годы XX века, некоторые наши посетители очень часто задавали нам один и тот же вопрос: "А куда девалась кровать Паскевича?". Дело в том, что, будучи детьми, они видели этот предмет в довоенной экспозиции. Мебельный гарнитур, по легенде, был приобретен родственниками Ирины Ивановны Воронцовой-Дашковой в Париже на одной из выставок и подарен в день ее бракосочетания с Федором Ивановичем Паскевичем в 1852 году. Рассматривая сегодня в экспозиции Красной гостиной сохранившийся от комплекта мебели верх от комода, понимаешь, какими виртуозами мебельного искусства Франции в свое время был изготовлен гарнитур.

Второй черновой набросок письма Лидии Семеновны на имя Феликса Яковлевича (предполагаем, что этот человек в то время имел прямое отношение к вопросам охраны историко-культурного наследия), также пронизан переживаниями Лидии Семеновны за судьбу музейных предметов и за их сохранность. "Музей считался по праву крупнейшим музеем в БССР, привлекал массу организованных и неорганизованных посетителей (70 - 80 тысяч посетителей в год). Теперь всё здание передается для дворца пионеров, музей ликвидируется "как музей Паскевича". Большая часть вещей дворца остается для дворца пионеров (вся мебель, в том числе два кресла персидской работы с тончайшей инкрустацией из меди и слоновой кости, фарфор, то, что не забирает дворец, будет завтра-послезавтра свалено в помещении, которое дадут для этого музею (один из магазинов в городе, совершенно не приспособленный для хранения музейных экспонатов...)". В этом же письме Лидия Семеновна отмечает, что "создание дворца пионеров вещь неплохая, но из-за этого Гомель не должен лишаться музея. Я думаю, что в других городах при создании дворца пионеров для его оборудования не забирают музейные экспонаты".

"Эту штучку можно перелить в металл"

Это не просто черновики писем - в них крик души во спасение историко-культурного наследия.

После событий, описанных Лидией Семеновной, пройдет немало времени, прежде чем в главном корпусе дворца гомельчане и гости нашего города смогут увидеть музейные экспозиции.

И еще. В конце 2010 года гомельчанка Л. Н. Лапаткина передала в дар музею фотографию, на которой, по семейной легенде, снят коллектив обслуживающего персонала дворца в дореволюционный период, в их числе бабушка покойного мужа Ларисы Николаевны. Поскольку это групповой снимок, не исключено, что такие фотографии могут еще находиться в семейных архивах жителей Гомеля.

Будем рады, если кто-то откликнется.

Бесспорно, в семьях горожан хранится много интересных документов об истории Гомеля, бесценных реликвий, олицетворяющих связь поколений. Кто знает, может они, как и те, о которых мы рассказали, станут со временем настоящими музейными экспонатами. Нам интересно все, что касается истории дворца-музея. Ведь когда-то его строили простые люди: каменщики, плотники, столяры, кузнецы... История не сохранила их имена, но результат их труда вот уже на протяжении почти двух столетий является украшением нашего города.


Вернуться назад