Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Выставки > Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»


23 декабря 2010

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» совместно с ГООО «Румянцевское общество» и экомузеем «Беларуская лялька» (д. Стреньки Рогачёвского р-на Гомельской области) в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей открыли выставку-продажу «Лялькі-абярэгі».

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі» открылась в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля в преддверии новогодних праздников не случайно, так как именно под Новый год происходят различные чудеса и магические истории. Куклы в материальной культуре славянских народов занимают особое место, т.к. их считали оберегами. Наши предки делали кукол из соломки, дерева, лоскутков ткани, ниток, кости, наряжали их, вокруг них водили хороводы, затевали игры, потом с песнями несли на руках. Куклы были самые разные, но одно было общее - у славянских кукол не было лица. Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека. Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто. Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух.

Куклы-обереги бывают весьма разными: куклы-десятиручницы, куклы-неразлучницы (дарились на свадьбу), куклы-куватки (вешались над колыбелью ребенка), куклы-закрутки, куклы-потешницы (давали детям поиграть), куклы-кормилки (они согревали малышей в колыбели), куклы - "отдарок на подарок" (делали девочки в 4 года) и другие. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления. В принципе, любую из них ты можешь сделать сам как оберёг для себя или своих близких. Без наговорных слов, передающихся из поколения в поколение, оберег будет слабее, но всё же отлично сработает.

Кукла-оберег "Крупеничка", «Зерновушка», «Горошинка» (в ее основе - холщовый мешочек с гречихой, различное зерно, горох), украшенный нитями, тканями. Такая кукла приманивает в дом достаток, обещает хороший будущий урожай и прибавление в семействе.

А вот с куклами, носящими название "Кувадки", "игрались" мужчины! Да, да! не удивляйтесь! Именно они приносили эти куклы в баню, где в старые времена принимали роды у женщин. Эти куклы должны были обмануть злых духов и не пустить их к младенцу и роженице. Магические обряды защиты от нечистой силы и назывались - "Кувада". После рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали особую куколку-оберег - "Пеленашку". С той же целью - обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Как вы понимаете, подобную куклу-оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды. Такая одежда несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле вместе с частичкой жизненной силы человека. Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего кукленок-то хорош!", чтобы не сглазить ребенка.

"Пеленашку" нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц - это могло "поранить куклу" и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Сначала такую игрушку клали в пустую колыбельку - чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом, приговаривая: "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!".

Зольная кукла. Вплоть до 30-х годов XIX столетия «зольными куклами» одаривали молодоженов во время свадебных обрядов. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из просеянной, а затем смоченной и спрессованной золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани и набивали отходами, полученными при обработке конопли. Затем шили юбку, собирая ее на завязке под прикрепленными грудями. При кукле находился маленький кукленок. Его тулово завертывали в пеленку и свивальник. И кукла и кукленок изготовлялись с "пустым" лицом. Детали опускались сознательно, иначе, по поверьям, идущим от предков, в игрушке поселится недобрая душа, которая способна сглазить играющего ребенка.

Для взрослых зольная кукла имела символический смысл. Зола издавна означала домашний, а изначально родовой очаг. Деревенские жители, почитающие сложившиеся обычаи, не разбрасывали золу, где попало, а ссыпали ее в укромное место неподалеку от своего жилья. Постепенно холм нарастал все выше и выше. Соседи воспринимали их род сильным, богатым, благополучным. Именно поэтому кукла, изготовленная из золы своего домашнего очага, имела ритуальное, магическое значение.

Женщины часто пользовались куклами - «лихоманками» или «лихорадками». Например, узнав о собственной беременности, она делала целую толпу куколок-закруток. После этого она заключала с одной из куколок нечто вроде завета - я, мол, к тебе со всей душой, тряпочки и  ленточки яркие, но и ты не оставь меня, пусть, беременность протекает без проблем. Если всё шло хорошо, куколке выделялись самые яркие лоскуты и самое почётное место на полочке у икон. Если куколка плохо помогала, баба выбрасывала её из дома и заключала договор со следующей куклой.

При изготовлении кукол не используются колющие и режущие предметы, т.к. будущая кукла должна стать другом и помощником человеку. Тряпочки и нитки для кукол надо рвать, а не резать. Для некоторых кукол используют целые куски изношенной одежды, насыщенной энергиями конкретного человека. Куклы пропорциональны частям тела человека: имеют размеры ладони, пальцев, длины руки до локтя, что делает их образ гармоничным и завершенным. Им не рисуют лица. Считается, то если  это сделать, то в куклу вселится чужой дух. А без лица, она просто передает через себя то, что вложил в неё человек, кусочек его души, добрых пожеланий, тепла.

Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми. 

Представленные же на выставке куклы-обереги, выполненные мастерами экомузея «Беларуская лялька»,  - это не просто игрушки из ткани, а традиция сохранения тёплых и добрых отношений между детьми и взрослыми.  Прямо с выставки куклы можно приобрести в качестве подарка на новогодние праздники своим родным и друзьям, они помогут исполниться праздничным пожеланиям и принесут радость в дом!

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»

Кукла «Веснушка». C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы имели силу оберега молодости и красоты.

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»

Кукла «Богатство, плодородие». Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше - на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому.
По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»

Кукла «Благодать». Всегда с поднятыми вверх руками. Относится к Рождественским (Колядным) куклам и распространена в русской народной традиции. С помощью этой куклы просят божественного благословения в делах, чтобы все сбылось. Часто дарили мужчинам, сопровождая словами «Не грусти, не унывай, и рук не опускай».

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»

Кукла «Неразлучники». Символ крепкого семейного союза. Две символичные фигурки, смастеренные из одного куска ткани.
Чтобы брак был счастливым девушки клали «Неразлучников» в сундук вместе с приданным и сохраняли на протяжении всей жизни. Рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам.

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»

Кукла «Колокольчик». Веселая, задорная куколка добрых вестей и хорошего настроения. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе хорошо, духу замечательно, то человек вполне счастлив.
Даря «Колокольчик», человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»

Кукла «Вербница» (Вербная). Лицо и руки «Вербницы» делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Издревле готовились перед праздником, обычно бабушками, и в качестве подарка заменяли пасхальное яйцо.

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»

Кукла «Желанница». Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни".

Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі» Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі» Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі» Выставка-продажа «Лялькі-абярэгі»

 


Вернуться назад