Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Исследования > На пути к былому очарованию

На пути к былому очарованию


3 сентября 2010

На пути к былому очарованию«Природа дала красивое волнистое местоположение, а искусство сделало парк очаровательным», - писал в 1880-е годы о Гомельском парке М.О. Дембовецкий в своей книге, посвященной Могилевской губернии.

Прошедшие с той поры годы были неумолимы к этим красотам, разрушив и уничтожив многие парковые сооружения и ландшафтные композиции.

За последнее время на глазах у жителей города Гомельский дворцово-парковый ансамбль получил и продолжает получать заметные изменения. Все они направлены на максимальное придание этому памятнику, имеющему высшую категорию государственной историко-культурной ценности, его исторического архитектурно-художественного образа. Отреставрированы под музейные экспозиции центральный объект комплекса - дворец и административное здание княжеской усадьбы (бывший шахматно-шашечный клуб), в которых разместились музейные экспозиции. На территории парка появились новые фонарные столбы и скамейки, выполненные по изображениям из архивных документов дореволюционного времени. Проведена реконструкция Лебяжьего пруда, парковой ограды, подготовлен проект ремонта и музеефикации погребов-ледников, реставрируется часовня-усыпальница князей Паскевичей, планируется реконструкция Зимнего сада.

В этом ряду немаловажное значение имеет воссоздание изначального облика двух парковых ваз, которые являются единственным артефактом из образцов архитектуры малых форм, сохранившихся до настоящего времени на территории дворцово-паркового комплекса. Они относятся к традиционным объектам садово-паркового искусства, преобразовавшегося сегодня в ландшафтную архитектуру. Вазы расположены на аллее с восточной стороны от Дворца Румянцевых и Паскевичей на высоких прямоугольных постаментах и имеют форму античного сосуда - кратéра, по тулову украшены рельефным узором из маскаронов, аканта и завивающихся в волюты побегов с цветами. При этом до настоящего времени на бортах этих изделий не уцелели ручки, наличие которых на кратéрах - древнегреческих резервуарах для смешивания вина с водой и подачи к обеденному столу греков было необходимо по причине их изначального назначения.

На пути к былому очарованиюНа обмерных чертежах, выполненных архитекторами в процессе подготовки проектно-сметной документации по восстановлению дворца и парка после Великой Отечественной войны, зафиксированы фрагменты ручек, по каким-то причинам не воссозданных позднее. Подсказкой их формы послужил карандашный рисунок Ф.Г. Шклярова (основателя и первого директора Ветковского музея народного творчества), где изображена одна из ваз и подписана дата наброска «26 июня 1945 года». Кроме того, изображение аналогичной вазы, выполненной в мраморе в античную эпоху, приведен в издании 1887 г. «История искусств» П.П. Гнедича.На пути к былому очарованию

Все это послужило основанием для проведения реставрации гомельских ваз с восстановлением утраченных элементов, что станет прекрасным подарком Гомелю и его жителям ко Дню города.

На пути к былому очарованиюСледует также отметить, что аналогичные вазы украшают королевский Лазенковский парк в Варшаве , что позволяет считать автором ваз в Гомельском парке варшавского архитектора Адама Идзковского. Почему? Дело в том, что он участвовал в ландшафтных реорганизациях Лазенок, после чего был приглашен фельдмаршалом И.Ф. Паскевичем в Гомель для реконструкции дворца и создания парка, куда мог перенести идею идентичных декоративных элементов.

В результате преобразований, проведенных по проекту А. Идзковского в 30-40-е годы XIX в., территория паскевичской усадьбы превратилась в великолепный дворцово-парковый ансамбль, поражавший своим размахом и обилием художественных приемов в декорировании. В комплексе с архитектурой был талантливо использован рельеф местности, сделаны умелые посадки растений и создан пейзажный парк с элементами романтизма, где природа и архитектура слились в гармоничном единстве. В 1843 году расчищенное и заполненное водой русло пересохшей речки Гомеюк было искусственно превращено в пруд, упоминающийся позже как Лебяжий. Важное место в парковых композиционных разработках было отведено малым архитектурным формам, которые удачно дополняли содержание и облик зеленых пространств. Кроме сохранившихся ваз, это были различные беседки, гроты, скульптурные композиции, фонтаны, садовая мебель. На площадке перед башней дворца были установлены две турецкие пушки, подаренные Николаем I И.Ф. Паскевичу. В центре ее в 1846 году появился еще один трофей, привезенный из Варшавы, - конный памятник Ю. Понятовскому работы Б. Торвальдсена.На пути к былому очарованию

Во второй половине XIX в. новый владелец Ф.И. Паскевич внес свою «лепту» в оформление разросшегося к этому времени парка, используя собственную фантазию и новые тенденции, пришедшие в ландшафтное зодчество.  

На партере перед дворцом был устроен фонтан в форме углубленной в землю чаши с профилированным краем. Летом вокруг него высаживалась живая изгородь, из-за которой была видна только пульсировавшая струя воды. Перед главным фасадом дворца находились привезенные в 1856 г. из Петербурга солнечные часы, которые в это время, как реплика из далекого прошлого, устанавливались в парках. Оригинальный фонтан был устроен под полукруглой террасой дворца со стороны реки. Ее сводчатое перекрытие облицевали колотым камнем, создав искусственный грот, в который поместили обложенный свинцом бассейн. В него посадили доставленную из Петербурга чугунную лягушку, изо рта которой струилась вода.  

На пути к былому очарованиюПо краю обрыва над рекой, где проходила основная часть прогулочного маршрута и находились упомянутые выше вазы, в 1862 году была сооружена опорная каменная стенка. Спустя 4 года князь распорядился сделать здесь на каменном фундаменте ограждение в виде балюстрады, на  цокольных пьедесталах которой было установлено 8 бюстов. Получившуюся картину частично можно рассмотреть на фотографии, сделанной со стороны реки в конце XIX в. и напечатанной на одной из почтовых открыток с видами Гомельской усадьбы Паскевичей.

Статуи были также за оврагом Гомеюк, в южной части дворцово-паркового комплекса. В 1866 г. для них местный каменщик Красницкий изготовил кирпичные пьедесталы. В последней четверти XIX в. здесь, на месте фруктового сада, проводились большие работы по формированию парка. Были высажены деревья, сеть прогулочных аллей и дорожек оформила цветочные клумбы. На верхнем краю высокого склона в 1890 году поместили большие валуны с высеченными именами охотничьих собак князя - «Плутон», «Лорд» и «Марко» (два последних камня сохранились доныне). В этой части парка находились скифские каменные бабы, привезенные с юга России. В использовании камней с надписями и древних идолов при оформлении усадебного ландшафта прочитываются аналогии со многими известными парками того времени: в Несвиже в Беларуси, Тростянце в Украине, Неборове в Польше и других. В Гатчине в 1889 году был установлен обелиск в форме пирамиды любимой собаке семьи Александра III - Камчатке, что вполне могло служить образцом для подражания в других усадьбах.

На пути к былому очарованиюВ процессе освоения территории с южной стороны Гомельского паркового комплекса в его состав вошло отдельно стоящее здание Зимнего сада с башней обозрения. Первоначально здесь были строения сахарного завода И.Ф. Паскевича, который возвели в 1840 году на основе объема бывшего дворянского училища. В 1880-е годы наземный корпус предприятия переоборудовали в оранжерею «под названием 'Зимний сад'», а вытяжную трубу подземной котельной приспособили под башню обозрения, превратив оба сооружения в объекты паркового назначения, каковыми они являются и в настоящее время.

В пруду, пересекавшем парк, плавали лебеди, у его берегов стояли беседки причудливой формы, а через него были перекинуты мостики. Один из них отличался массивностью, приземистостью, состоял из крупных каменных блоков и, вероятно, был спроектирован А. Идзковским. Другой, ажурный пешеходный железный мост, был (по словам историка Л.А. Виноградова) длинным и поднимался выше вековых деревьев. Его в начале 1891 года установило предприятие «Брянский рельсопрокатный, сталелитейный, железоделательный и механический завод». Сооружение состояло из легких металлических конструкций, активно внедрявшихся в архитектуру конца XIX в. по образцу башни Эйфеля в Париже. Воплощенный проект сохранился в элементах ныне существующего металлического моста через Лебяжий пруд.

Пластическому обогащению паркового пейзажа наряду с оранжереями, беседками, мостами способствовали также хозяйственные сооружения. В непосредственной близости к северной части дворца, где была кухня, находились сохранившиеся до настоящего времени ледники-погреба. Один из них появился в 1866 году. В его устройстве принимали участие гомельские мастера: каменщик Красницкий, плотник Череухин, кузнец Гентель. Выложенные кирпичом входы в погреба, уходившие под землю, создавали романтическое ощущение  таинственной недосказанности.

В конце XIX века в парке появились объекты для технических нужд и обслуживания усадьбы. Это были каменные сооружения: электрическая станция, водокачка, прачечная, здание для служащих сада и приемного покоя, а также деревянные дома для сторожа, машиниста водокачки и др. Севернее дворца до наших дней сохранилось здание, которое первоначально предназначалось для проживания персонала, обслуживавшего усадьбу. В начале XX в. оно было достроено с южной стороны и переоборудовано под электростанцию, которая обеспечивала освещением дворцовое здание и парк. В вечернее время аллеи освещали электрические лампочки.

Современники с восторгом отзывались о великолепном парке, на рубеже XIX и XX веков служившем местом отдыха и развлечений для гомельской публики, которая с 1 мая по 1 сентября могла попасть сюда два раза в неделю. Приезжим предоставлялась возможность с особого разрешения в сопровождении привратника осматривать его ежедневно. Здесь действительно было что посмотреть и чем восхититься!

Сегодня, как и раньше, гомельчане с удовольствием приходят в парк, чтобы насладиться духом старины, порадоваться красоте природных и рукотворных растительных композиций и просто отдохнуть душой. А специалисты Гомельского дворцово-паркового ансамбля делают для создания такой атмосферы все возможное.

Литвинова Татьяна Фёдоровна
(заведующая художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля)


Вернуться назад