Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Миниатюрные портреты семьи Паскевичей

Миниатюрные портреты семьи Паскевичей


14 июня 2010

В Гомельском дворце Паскевичей среди высокохудожественных произведений русских и иностранных мастеров достойное место занимали миниатюрные портреты.

Миниатюрная живопись в XVIII - начале XIX вв. была очень популярна. Множество миниатюрных портретов, написанных на слоновой кости, фарфоре, стекле и эмали украшали кабинеты, гостиные и Гомельского дворца. Это были портреты императоров и императриц, королей и шахов, военачальников и священнослужителей, родственников и членов семьи Паскевичей.

Все миниатюрные портреты были учтены в «Описях наличности Гомельского Замка» за 1891 и 1910 годы, а затем и в «Описях предметов Государственного историко-художественного музея имени А. В. Луначарского» в 1923 и 1925 гг. В главе Примечания фиксировалось их перемещение. Так в Москву передали эмалевый на золоте с короной портрет императора Александра II, эмалевый портрет короля Пруссии Фридриха II, портрет на слоновой кости Фет-Али-Шаха Персидского, портреты императора Австрии Франца Иосифа с генералами 1848-1849 гг., фельдмаршала князя Блюхера.

У нового «счастливого обладателя» дворцовых сокровищ Гомельского музея появились и новые записи в главе Примечания: «взят в исполком» или «похищен в музее во время посещения публикой».

В Гомельский исполком были изъяты миниатюрные портреты императоров Николая I и Александра II на бархате, окруженные алмазами, два портрета Петра I на фарфоре, портрет императора Александра I на стекле, золотой профиль императора Николая I, рельефный фарфоровый профиль императора Александра I, эмалевый портрет графини Потоцкой в золотом медальоне, окруженном бирюзой, эмалевый портрет католического епископа с цветком из сапфира, портреты на слоновой кости французского короля Людовика XVIII , профиль Николая I и портрет Ивана Федоровича Паскевича.

Но самые большие утраты принесла Великая Отечественная война.

В акте от 15 декабря 1944 года об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками Гомельскому историческому музею, указано, что в музее «оставались портреты в миниатюре, которые оценены комиссией в 750000 рублей. Всего оставалось 128 штук». В этом же акте сообщалось, что «имущество музея разграблено немецко-фашистскими захватчиками за время оккупации».

Уцелели только 12 миниатюрных портретов. Их эвакуировали в июле 1941 года в Сталинградский областной музей и в мае 1946 года вернули в Гомельский музей. Это 11 портретов на слоновой кости членов семьи Паскевичей и портрет на фарфоре с золотой короной фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича. Эти миниатюрные портреты, обладающие высокохудожественной ценностью, представляют для нашего музея и большую историческую ценность. Это пока единственное изображение родителей и детей фельдмаршала Паскевича в нашем музее.

Миниатюра Паскевича Ивана Федоровича (1782-1856), графа Эриванского, Светлейшего князя Варшавского, генерал - фельдмаршала написана, согласно описи, с картины берлинского живописца Франца Крюгера (1797-1857). Им же были написаны парадные портреты Ивана Федоровича и его жены Елизаветы Алексеевны (портрет фельдмаршала Паскевича экспонируется в Эрмитаже в фельдмаршальском зале), а их копии, выполненные Николаем Густавовичем Шильдером, размещались в гомельской «золотой» столовой, а сейчас экспонируются в музее.

Интересен миниатюрный портрет жены фельдмаршала Елизаветы Алексеевны Паскевич, урожденной Грибоедовой (1791-1856).

Отец фельдмаршала Федор Григорьевич Паскевич (1757-1832) происходил из рода знатных запорожских казаков. Богатый полтавский помещик имел 500 душ крестьян. Служил советником Екатеринославской палаты уголовного суда, председателем Верховного Земского суда Вознесенской губернии. Коллежский советник, в Малороссийской Коллегии служил под главным начальством Петра Александровича Румянцева-Задунайского. «Оба пользовались общим уважением, заслужив его умом, обходительностью и благородным образом мыслей.» (Дм. Бантыш-Каменский).

Мать Анна Осиповна, урожденная Карабанькова (1766-1829) происходила из знатного древнего рода могилевских войтов.

Благодаря миниатюрам мы можем видеть старшую дочь Ивана Федоровича и Елизаветы Алексеевны Александру Балашову (1820-1844). Ее мужем был флигель-адъютант Его Императорского Величества, камергер Высочайшего Двора капитан Петр Александрович Балашов (1811-1845). Александра прожила очень короткую жизнь, умерла в возрасте 24 лет в Риме и была захоронена на кладбище Тестаччо. Петр пережил жену на 7 месяцев, умер в возрасте 34 лет и был захоронен рядом с нею на римском кладбище. В 1845 году их перезахоронили в родовой усыпальнице Балашовых в имении Шапки (село Покровское) Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Тосненский район Ленинградской области).

В 1821 году в семье Паскевичей родились девочки-двойняшки Анна и Анастасия.

Анна (1821- 1901) вышла замуж за Волконского Михаила Дмитриевича. Но жила в Париже вдали от мужа и дочери. Там она и умерла, была похоронена на кладбище Пер-Лашез, а затем перезахоронена, согласно завещанию, рядом с отцом в гомельской фамильной часовне-усыпальнице.

Ее муж Волконский Михаил Дмитриевич (1811-1875) - князь, подпоручик лейб-гвардии Павловского полка, адъютант Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Павловича, полковник лейб-гвардии Павловского полка, флигель-адъютант Его Императорского Величества, командир Муромского пехотного полка, генерал-майор.

Дочь Анны и Михаила Волконских - Елизавета (1843-1921) в 1860 году окончила Смольный институт с большой серебряной медалью. В 1864 году вышла замуж за князя Куракина Анатолия Александровича - одного из богатейших людей России, министра земледелия. Родовое имение жены Елизаветы Михайловны Андреевское Мологского уезда Ярославской губернии он сделал образцово-показательным, а сам уезд по производству молочной продукции занимал одно из ведущих мест в Европе.

Миниатюрные портреты другой дочери-двойняшки Анастасии Лобановой-Ростовской не сохранились. Так, запись в «Описи наличности Гомельского Замка 1891 года» от 5 мая 1910 года сообщает, что миниатюрный портрет на слоновой кости дочери И.Ф.Паскевича Анастасии Лобановой-Ростовской был подарен родственнице Ольге Владимировне Беннигсен, а другой ее портрет 26 мая 1917 года передали в Петроград. Однако, благодаря тому, что ее правнучка Наталья Грин-Скарятина, жившая в Швейцарии, передала Орловскому областному краеведческому музею миниатюрный портрет своей прабабушки, мы тоже имеем его копию.

Мужем Анастасии был представитель знатного княжеского рода полковник Михаил Борисович Лобанов-Ростовский (1819-1858). Герцен характеризовал его как «человека благородного со всей широтой и богатством русской натуры». Интеллектуал, он оставил актуальные и по сей день аналитические записки в области истории, военного дела, политики, философии и географии. К сожалению, его портрет не сохранился.

Среди миниатюр - два одинаковых портрета сына фельдмаршала Федора Ивановича Паскевича (1823-1903). За заслуги отца в 8 лет 6 октября 1831 года он был произведен в офицеры (прапорщики). В 1839 г. стал флигель-адъютантом Его Императорского Величества. За усмирение венгров получил чин полковника, за отличие против турок - чин генерал-майора с назначением в свиту Его Императорского Величества (1854). С 1856 года - генерал-адъютант с оставлением при особе Его Величества. В отставку Федор Иванович вышел генерал- лейтенантом. Женой его была Ирина Ивановна Воронцова-Дашкова (1835-1925). Она стала последней владелицей Гомельского дворца и имения. Ее портреты не сохранились.

На четырех миниатюрных портретах Паскевичей (Ивана Федоровича, Федора Ивановича и Федора Григорьевича) есть авторская надпись на польском языке «Marszalkiewicz». Автором наших портретов-миниатюр оказался выдающийся виртуозный миниатюрист Польши Станислав Маршалкевич (1789-1872). Он родился и умер в Варшаве. Учился у знаменитого королевского портретиста Марчелло Баччарелли (1731-1818), с 1816 года - у польского исторического живописца и портретиста Антона Бродовского (1784-1832). В 1830 году Маршалкевич закончил Дрезденскую Академию, а затем учился у французского живописца-миниатюриста и рисовальщика Жана Батиста Изабе (1767-1855). Маршалкевич был профессионалом миниатюрной живописи - его портреты выразительны и скрупулезны в рисунке, чисты и насыщены в колорите, носят индивидуальный характер. Не удивительно, что наместник Царства Польского Паскевич обратился именно к этому художнику.

Миниатюрные портреты Гомельского музея предположительно можно датировать 1830 - 1850-ми годами.

Портрет Паскевича Ивана Федоровича, написанный на фарфоре с золотой короной подписан «Sturm». К сожалению, авторство этого произведения еще не установлено.

Литература:

  1. Опись наличности Гомельского Замка Светлейшего князя Варшавского, графа Ф.И.Паскевича-Эриванского. 1891 г.
  2. Опись наличности Гомельского Замка. 1910 г.
  3. Опись предметов государственного историко-художественного музея имени А.В.Луначарского в Гомеле. 1923 и 1925 гг.
  4. Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз, И.А.Эфрон.
  5. т. 19. С.-Петербург. 1896 г.
  6. Тадеуш Добровольский «Польская живопись 1764-1964 г.»
  7. Портретная миниатюра 18-19 вв. Москва. 1985 г.
  8. Акты комиссии об ущербе, причиненном Гомельскому историческому музею немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1943 гг. Дело №7. Архив музея ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль».

Кравцова Анна Петровна
(зав. сектором учета и хранения)


Вернуться назад