Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Выставки > Выставка «Айвазовский и маринисты его времени»

Выставка «Айвазовский и маринисты его времени»


9 апреля 2010

Выставка «Айвазовский и маринисты его времени»Из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой...
Ф. Тютчев, 1848

Во Дворце Румянцевых и Паскевичей открылась выставка «Айвазовский и маринисты его времени» из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь.

В России, ставшей морской державой после серии тяжелых войн XVIII века, море всегда воспринималось, прежде всего, как символ национального могущества. О море русские художники рассказывали с особым пафосом и гордостью. Именно этот нескрываемый восторг «обладания» столь могучей стихией и покорил в свое время Западную Европу в произведениях Ивана Айвазовского (1817-1900) - первого русского мариниста с мировым именем.

Уроженец Феодосии, блестяще окончивший Академию художеств в Петербурге, И. Айвазовский в своем творчестве органично сочетал академические и романтические приемы живописи. Восприятие моря как таинственной и могущественной силы, одновременно грозной и прекрасной, стало художественным кредо мариниста («Ночь на острове Родос», 1850; «Буря», 1852). Любовь к величественным панорамным композициям, интерес к ночным пейзажам, романтическим эффектам освещения, склонность к драматическому прочтению образа - эти особенности художественной манеры Айвазовского нашли отражение в работах многих русских маринистов следующего поколения      (А. Беггров «Ночной пейзаж», 1877; П. Тизенгаузен «Буря», 1876; И. Крачковский «Ялта. Морской пейзаж», 1895).

Долгое время влияние И. Айвазовского сказывалось и на творчестве Алексея Боголюбова (1824-1896), оставившего карьеру морского офицера ради занятий живописью. Склонный к повествовательности, художник вскоре прославился как автор картин, посвященных истории русского флота. Моряк по профессии, Боголюбов прекрасно знал корабли и на своих полотнах всегда документально точно воспроизводил все особенности их конструкции и оснастки («Парад русского флота», 1888).

Мастером камерного морского пейзажа был Лев Лагорио (1827-1905). Редко писавший бури и безбрежные морские пространства, художник предпочитал создавать небольшие пейзажи морских побережий («Берег моря», «На морском берегу», 1871). Цветовая гамма большинства его марин не поражает яркостью и звучностью красок, живописец не увлекается световыми эффектами, но трепетность, с которой он изображает море, делают его работы запоминающимися для зрителя.

И.Г. Томашева

Выставка «Айвазовский и маринисты его времени» Выставка «Айвазовский и маринисты его времени» Выставка «Айвазовский и маринисты его времени»


Вернуться назад