Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города


16 июля 2022

Каждое утро я захожу в кабинет, открываю окно и слышу такой безмерно знакомый звук «бам-м-м!». Полдевятого утра. И так изо дня в день, из года в год – бьют куранты на башне гомельского дворца. Бьют и каждые 15 минут напоминают нам о времени, словно контролируя и фиксируя, что сделано за этот период… Сквозь призму своей приближенности к вечности имеют право.

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Современные куранты на башне дворца

Башенные часы относятся к самым ранним механическим приборам, с помощью которых люди смогли фиксировать движущееся время. Куранты (от слова бегущий, текущий) в Средневековье главенствовали над поселением, находясь на его самой высокой точке: городской ратуше или храме. Звуки их колоколов напоминали жителям об обязанностях или о начале церковных богослужений, помогали ориентироваться путникам.

Когда по четырем сторонам верхнего яруса башни гомельского дворца, унаследованного князем Федором Ивановичем Паскевичем от отца-фельдмаршала, появились куранты, она стала тоже походить на средневековую ратушу. В этот период новый владелец занимался реорганизацией здания в духе так называемого историзма, возрождавшего элементы художественных стилей прошлого. Изображения и архивные свидетельства позволяют говорить об установке часов до 1863 года. Внешне они представляли собой большие круглые циферблатные диски, нижней частью изрядно врезав­шиеся в верхушки тройных арочных окон, под которыми были сделаны чугунные балкончики. Маятниковый механизм размещался в помещении на четвертом этаже, где, судя по дворцовым описям, хранились и другие вещи, не использовавшиеся хозяевами. На третьем этаже была устроена княжеская библиотека, а на нижних, вместе с роскошной мебелью, находились всевозможные коллекции и раритеты, которыми гордились владельцы и восхищались посетители дворца.
В 1919 году на основе этих собраний в дворцовой башне был открыт музей. Как вспоминала А. С. Маланина, дочь директора музея Антонова, семья которого проживала в этом здании, как-то ночью перед самым началом войны маятник курантов сорвался и упал, наделав столько грохота, «думали, что рухнул сам замок». За таким предвестием последовали страшные события: трехлетняя фашистская оккупация Гомеля и большой урон зданию и ценностям дворца.

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

После освобождения города все усилия государства в первую очередь были брошены на восстановление промышленных предприятий, коммунального хозяйства, разрушенного жилого фонда. И только в 1969 году, после окончания реставрации, в башне дворца открылась экспозиция Гомельского областного краеведческого музея, посвященная истории края в советский период. Были установлены и новые куранты, изготовленные в 1967-м по чертежам «Моспроекта». В оформлении их черных циферблатов с желтыми палочками вместо цифр сказались присущие стилистике шестидесятых простота и функциональность с отказом от излишнего изящества. Часы зазвучали мелодией белорусского композитора Миколы Равенского, положенной на стихотворение «Люблю наш край, старонку гэту» поэтессы Констанции Буйло, как раз в 1968 году получившей звание заслуженного работника культуры БССР. Это были яркие символы патриотизма и веры в светлое будущее.

 

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

 

Башня, часы утрачены. 1940-е  годы

Через десять лет в музей пришла работать и я. Обращала взор на верхотуру башни, и «Люблю наш край…» трепетно отзывался в душе желанием посвятить ему свою жизнь и направить все знания на то, чтобы разгадать скрывавшиеся за вековыми каменными стенами дворцовые тайны. На первых порах нас, молодых сотрудников, привлекали к организации выставок и проведению экскурсий на последнем этаже башни. Система механического управления находившихся там часов была изолирована перегородкой, куда регулярно приходил числившийся в штате часовщик Щекудов. Оставшиеся приблизительно три четверти свободного пространства зала стали единственной на тот период выставочной площадкой музея. Картины из Третьяковки, Киевского художественного музея, графика-реквием Бориса Пророкова, рисунки юной моск­вички Нади Рушевой, работы гомельских художников, предметы из коллекции князей Паскевичей… Сколько экспонатов поднималось на 30-метровую высоту и сколько посетителей шло на эти выставки, поближе к ставшим гомельским символом башенным часам!

 

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

 

Трудно с уверенностью сказать, сколько оборотов совершили по суточному кругу стрелки послевоенных курантов до того, как было принято решение об их обновлении. Сначала, в 1990-е, когда велась разработка проекта очередной реставрации Дворца Румянцевых и Паскевичей, циферблаты часов на башне заменили. В 2005 году ОДО «Система комплексной безопасности «Защита», осуществлявшее их техническое обслуживание, совместно с музеем сделало заключение, что из-за многолетней эксплуатации нужен капитальный ремонт или замена часовых механизмов, детали которых были сильно изношены и часто выходили из строя. Приступили к разработке проекта. К этому моменту из Белорусского архива научно-технической документации мы получили копию обмера часов, где прочерчен с указанием размеров белый циферблат в черной окантовке с фигурными стрелками и римскими цифрами, как на дореволюционных изображениях дворца.
Появилась возможность вернуть башне исторический облик. После согласования с научным руководителем реставрации памятника и внесения изменения в ранее составленную проектно-сметную документацию на реконструкцию часов, в 2008 году приняли окончательный вариант их замены – изделие швейцарской компании Mobatime, широко известной в Европе безукоризненно точными вокзальными часами. Единственным производителем «оборудования систем унификации времени» этой торговой марки на постсоветском пространстве было Санкт-Петербургское предприятие «Мобатайм Систем», изготовившее уличные часы для общественных и промышленных зданий Новосибирска, Красноярска, Галича, а также Финляндского, Ладожского и Варшавского вокзалов северной российской столицы. В Гомеле под брендом Mobatime в 2007 году установлены часы на фасаде открывшегося в здании по улице Пушкина театра кукол. Веселая мелодия «Бьют часы на старой башне» из кинофильма «Приключения Электроника» нередко подбад­ривает меня по дороге на работу и домой

На старой же башне гомельского дворца после реконструкции куранты ежечасно исполняют военный марш на стихи Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся!» в честь фельдмаршалов графа Румянцева-Задунайского и графа Паскевича-Эриванского князя Варшавского, при которых сооружался дворец, внесенный под их именами в список историко-культурных ценностей Беларуси.

Новшеством по сравнению с предшествующими часами стала замена громоздкой системы управления на компактный электронный блок-компьютер, который занял в интерьере четвертого этажа мизерную площадь, освободив пространство зала для экспозиций. Он последовательно соединяется с четырьмя часовыми механизмами весом по 40 килограммов, закрепленными в круглых окошках вверху башни вместе с циферблатами диаметром 2,08 метра, у которых, кстати, есть автономный режим ночной подсветки, позволяющий башне участвовать в парковых панорамах и показывать время даже в темноте. Устройство звукоусиления обеспечивает слышимость звукового сопровождения на расстоянии до 500 метров. Механизмы самоустанавливаются и не требуют дополнительного обслуживания, а за правильность их хода отвечает программа радиокоррекции повышенной точности со спутниковой системой наведения. В устройстве есть еще специальные датчики, благодаря которым механика способна автоматически перестраиваться на зимнее и летнее время.
И вот уже который год я слышу, как часы дворцовой башни без устали отбивают время: старое и новое, свое и мое... «Бам-м-м!
Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Башня 1960

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Башня 1976 г.

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Бьют часы дворцовой башни. Эссе музейщика к 880-летию родного города

Татьяна Литвинова, зав. художественным отделом музея дворцово-паркового ансамбля, кандидат искусствоведения.


 


Вернуться назад