Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Простые шедевры мастериц
Простые шедевры мастериц7 октября 2022 |
Коллекция вышитых крестом предметов ткачества музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля насчитывает более полутысячи единиц и дает возможность подробно рассказать об одной из древнейших техник декорирования, возникшей еще на заре цивилизации.
На самом деле шов «крест» появился задолго до того, как первобытный человек научился сучить первые нити, ткать первые полотна или обрабатывать металл, чтобы изготовить из него первые иглы. Просто однажды кто-то из наших далеких предков догадался скрепить несколько шкур воедино, используя для этого сухожилия, острую тонкую кость и перекрещивающиеся между собой стежки. Но поскольку древние люди были слишком заняты выживанием, понадобилась еще не одна сотня лет, чтобы декоративная и смысловая составляющая шва крестом восторжествовала над утилитарной. Этому способствовало появление и развитие ткачества в тандеме с появлением и развитием эстетических и мировоззренческих характеристик человечества. Выводя нитью по полотну узоры и орнаменты, вышивальщицы ушедших тысячелетий невольно вплетали в них и свою эпоху с ее страхами и насущными нуждами, превращая орнаменты в невербальные воззвания к высшим силам. Так вышивка стала оберегом, превратилась в сакральный инструмент для противостояния невидимому злу. Отголоски «охранной» функции вышитых орнаментов можно проследить, например, в их расположении на рубахах XIX – начала XX века: украшались всегда ворот, края и верхняя часть рукавов, край подола. Таким образом, рукотворные узоры словно «запечатывали» все «входы» к телу на предмете одежды, непосредственно к нему прилегающем. У плечевых вышивок на рубахах было еще одно предназначение, раскрывающее новую грань многофункциональной техники декорирования крестиком. Эти узоры не только радовали глаз тонкостью исполнения, прихотливостью сюжетов и сочной яркостью красок, но и были своего рода старинным штрихкодом: с первого взгляда на рукава сорочки можно было узнать возраст и семейный статус ее обладательницы. Правда, сейчас уже мало кто способен с легкостью прочесть зашифрованную в орнаменте информацию. Еще один предмет, хранящий вековую память народа в виде орнаментальных кодов, – рушник. Сюжеты вышитых крестиком рушников, которые имеются в фондах нашего музея, отличаются исключительным многообразием. Это и архаичные геометрические узоры, символика которых восходит, по мнению ученых, еще к индоевропейским традициям; и розы, поодиночке и сплетенные в гирлянды; и древо жизни, или мировое древо, с течением времени обретшее облик пышного букета в вазе; и всевозможные птицы, посланники между землей и небом; и экзотические диковинки: хохлатые попугаи, виноградные гроздья. Всего за одну копейку хозяйка получала кусок добротного мыла фирмы «Товарищество Брокар и К» в яркой упаковке, на которой была напечатана схема для вышивки крестиком. Последние сюжеты – яркий пример трансформации традиции под воздействием внешних факторов, к которым можно отнести и заметно возросшее во второй половине XIX века влияние города на сельскую жизнь и культуру. Развитие рыночных отношений и рост объемов продукции способствовали появлению в крестьянском быту новых товаров, например, недорогого мыла производства парфюмерно-косметической фирмы «Товарищество Брокар и К». Всего за одну копейку хозяйка получала кусок добротного мыла в яркой упаковке, на которой была напечатана схема для вышивки крестиком. Сюжеты, включавшие как геометрические, так и растительные мотивы, часто срисовывались смекалистыми художниками с образцов русского крестьянского творчества и, пройдя определенную обработку и стилизацию, возвращались в виде схем в крестьянскую же среду, причем повсеместно по всей территории империи. Благодаря эффективной маркетинговой политике фирма Брокара процветала, а так называемые брокаровские узоры полюбились мастерицам и пышным цветом расцвели не только на рушниках и рубахах, но и на простынях, скатертях, подзорах. Изменениям подверглись не только сюжеты, но и цветовая гамма: доминирующий красный цвет традиционного декора вынужден был потесниться, уступая место синему, зеленому и другим ярким составляющим спектра. Представителям урбанистической культуры начала XX века вышивка крестом тоже пришлась по душе. Во-первых, эта техника лучше всего передавала текстуру дорогих гобеленов и великолепно смотрелась на воротничках, манжетах, поясах, кошельках, сумочках и домашнем текстиле. Во-вторых, постреволюционный дефицит существенно активизировал творческий потенциал дам, желавших выглядеть стильно и оригинально. Вышивка крестом завоевала стойкую популярность в городе: менялись только сюжеты готовых композиций. Например, в 1930-е годы в моду вернулись псевдонародные мотивы, а букетики и цветочки были признаны мещанскими и безвкусными.
Ольга ГВОЗДЬ, старший научный сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Вернуться назад |