Гомельский дворцово-парковый ансамбль > --- > Татьяна Шода

Татьяна Шода


28 июля 2009

Созданный им в 1815 году, т.н. Румянцевский кружок, по сути, стоял у истоков нового этапа российской историографии. Концепция его деятельности была  сформирована графом Румянцевым и включала следующие направления: широкая география    поиска  источников, их популяризация, этнографические изыскания и развитие смежных наук. Было создано научное общество, сферой  интересов которого стала не только  вся Россия, но и зарубежье. Канцлер координировал всю деятельность Румянцевского кружка, финансировал ее, организовывал издательское дело. Его страсть была наполнена патриотизмом  и  осознанием того, что все делалось для общественной пользы. «Можно ли поверить, чтобы одна из величайших наций просвещенного света и единственная обладательница сокровища столь важного, которым она может и должна гордиться, чтобы эта нация не поспешила возвестить о том свету»,- писал граф в одном из писем министру просвещения.  Результаты труда Румянцева на ниве сохранения историко-культурного наследия впечатляют,  подходы к этому направлению являются ярчайшим примером до сих пор. Практически все музейное и библиотечное дело на постсоветском пространстве развивалось с учетом опыта музеев 19 века, в том числе и опыта  Румянцевского музея. Румянцевская эпоха создала основу для развития палеографии, филологии, дипломатии, нумизматики, исторической критики, послужила базой для последующего развития исторической науки, а также, что очень важно, организации  публичных музеев.

Не только в Петербурге активно велась работа по разным направлениям научных исследований во главе с Н.П.Румянцевым, но и в  его «любимом Гомеле». Граф вел переписку со своими единомышленниками по вопросам  поиска и приобретения в свою библиотеку редких книжных изданий  и рукописных книг. Во 2-й половине 19 века  по отношению к деятельности Румянцева и его сподвижников  заслуженно употреблялся  термин «дружина людей науки». Благодаря удачному  стечению обстоятельств,  Гомель в то время не просто   находился  в перечне городов, на которые распространялась деятельность Румянцевского кружка, а  оказался в самом центре круга его деятельности. Об этом красноречиво свидетельствует изданный по случаю 50-летия Румянцевского музея сборник Е.В.Барсова «Переписка государственного канцлера графа Н.П.Румянцева с московскими учеными». Самое раннее письмо, было отправлено  Н.П.Румянцевым из Гомеля А.Ф.Малиновскому 27 ноября 1815 года, последнее - 4 августа 1825 года.  Переписка графа с соратниками по кружку достойна отдельного освещения, лишь подчеркну, что она  образец для истинного подражания для тех, кто занимается деятельностью, связанной с сохранением историко-культурного наследия. Для современных  музейных работников в том числе. В доме Румянцева в Санкт-Петербурге к концу жизни графа было сконцентрировано 7 собраний, которые дополняли друг друга: библиотека; рукописей и старопечатных книг, христианских древностей и предметов материальной культуры, начиная с 4-го века до нашей эры; собрание предметов этнографии, минералогии; картин и скульптур; гербарии.  Впервые Н.П.Румянцев в одном собрании смог представить разного свойства артефакты, позволяющие в целом создать основу для комплексного изучения истории Отечества. По сути, по своему наполнению,  Румянцевский музей относился по своей концепции к музеям исторического профиля. Особый интерес и поныне  представляют документы, касающиеся непосредственно учреждения самого музея, в частности «Устав Румянцевского музея» от 27 мая 1846 года, в котором была определена концепция деятельности музея.

Поисковая работа Н.П.Румянцева и его соратников, как уже упоминалось выше, проходила и на гомельской земле. Порой это носило и элемент случайности, но значение находок при этом не уменьшалось.  Например, при строительстве первого моста через реку  Сож  в  начале 19 века был найден клад серебряных и золотых монет арабской чеканки, в это же время  клад куфических монет был обнаружен при  проведении строительных работ в районе центральной площади Гомеля. Н.П.Румянцев  так писал об этом 10 ноября 1822 года одному из сподвижников  митрополиту Евгению: «Сегодня крестьяне мои, планируя известную вам гомельскую площадь, нашли в земле и принесли 28 серебряных монет, в малый полтинник величиной. Они все, коли не ошибаюсь, арабские, куфийские, и принадлежат, так же как многие подобные открытия, к утверждению истины, что восточные народы в самые древние времена проложили себе торговую дорогу чрез Византию и всю Россию до германских балтийских берегов». Самой древнейшей оказалась монета 896 года, а самая поздняя датировалась 943 годом. Река Сож, как известно, входила в систему великого торгового пути «из варяг в греки», а такие находки становились красноречивым тому подтверждением. Кстати, после гомельской находки  граф Румянцев «заразился» коллекционированием нумизматики, и это увлечение переросло в настоящую страсть. Об этом косвенно свидетельствует одно из писем, отправленных графом Малиновскому в 1824 году, в котором он писал: «Вы конечно премного одолжите меня, если приобретете те две серебряные монеты, о которых упоминать изволите. Коли сiи две монеты не уступят за двадцать рублей, то, мне кажется, можно дать за них и тридцать рублей. Удовлетворите, пожалуйста, мое любопытство и не медля дайте мне знать, какому времени полагаете Вы, что они принадлежатъ. Не означен ли на той и другой тотъ Великий князь, при котором они чеканены».

 Коллекционирование редких книг для Румянцева стало основным в его собирательской деятельности. В его библиотеке были редчайшие книги-инкунабулы, вошедшие впоследствии в золотой книжный фонд России. На средства Николая Петровича выпускались факсимильные издания книжных раритетов  с целью  их популяризации и доступности для всех интересующихся. Это является достойным примером для тех, кто является обладателем  частных коллекций, а доступ  для работы порой с очень интересными предметами  для исследователей  ограничен. «Святилищем Муз» называл дом Румянцева на Английской набережной поэт Николай Батюшков. Сюда приходили все те люди, кто имел интерес к истории России. Николай Петрович уже тогда вынашивал мысли о создании в своем особняке музея.

3 января 1826 года на 73-м году жизни Н.П.Румянцев скончался. В завещании Румянцева душеприказчиком был назван его брат С.П.Румянцев. В письме Николаю I  в 1827 году он писал: «Брат мой покойный, изъявляя мне желание свое о составлении Музеума из Библиотеки и других вещей, им собранных, предоставил мне выполнить оное по моему произволению... Желал бы я, Всемилостивейший Государь, чтобы пользование всего того, что Музеум содержит, было распространено единственно на юношество благородное, воспитывающееся в учреждениях, столь отечески призираемых самим Вашим Императорским Величеством...». Сергей Петрович провел необходимые работы по обустройству дома на Английской набережной под музей, «...украсил его фасад колоннадою, а залы лепной работою, назначив для Музеума средний этаж, устроил в нем большую залу, а позже, когда она была занята минералогическим кабинетом, принял на свой счет издержки по заказу столов с позолотою и шкафов для перемещения минералов; для боковых же комнат, обращенных на двор и отведенных под библиотеку, заказал высокие шкафы ясеневого дерева со стеклами. Залы на набережную Невы он предназначил для воспоминаний семейных». На фасаде была устроена надпись «На благое просвещение». Это  практический  пример рождения нового музея - наличие предметов музейного значения и наличие необходимой материально-технической базы. По сей день, это схема создания новых музеев, не изменилась. Следует отметить, что образцы классического музейного оборудования, опробованного на музеях в дореволюционный период, и сейчас используется при создании экспозиций. Например, при создании экспозиции во дворце Румянцевых и Паскевичей  после завершения ремонтно-реставрационных работ сотрудниками музея государственного историко-культурного учреждения за основу были взяты образцы витрин и книжных шкафов, характерные для 19 века. Сам принцип комплектования собрания историко-культурных ценностей заслуживает внимания, и не утратил своей актуальности по сей день. Коллекции графа  изначально были систематизированы. Уже тогда книжное собрание графа Н.П.Румянцева имело мировое значения. Это говорит о том, что оно пополнялось лучшими образцами книжных изданий, поиск которых велся во всемирном масштабе.  В 1861 году в библиотеке насчитывалось 28512 томов книг. Большая часть собрания приходилась на исторические книги, изданные в разных странах мира. Инкунабулы были представлены  104 единицами, книги, изданные в 1501-1525 годах, насчитывали 100 единиц. Располагались они в «историческом порядке стран, городов, типографий»,  а алфавитный каталог в музее был своеобразным ключом ко всем богатствам библиотеки, позволяющим разыскать любую книгу среди тысячи томов.

Судьба Румянцевского музея складывалась непросто. К сожалению, не удалось сохранить уникальное собрание как единое целое. Еще в 19 веке собрание было разобщено и его коллекции значительно пополнили фонды многих российских музеев. В основу создания, т.н. Румянцевской библиотеки в Москве (ныне Российская государственная библиотека), легло книжное собрание из дома на Английской набережной г. Санкт-Петербурга. Судьбе музея и его коллекций посвящена книга старшего научного сотрудника государственного музея истории Санкт-Петербурга Т.А.Соловьевой «Румянцевский особняк в Санкт-Петербурге».

Несмотря на достигнутое, в своей жизни Н.П.Румянцев глубоко сожалел о том, что смог обратиться к серьезным занятиям исторической наукой уже в преклонные годы. Вместе с тем, его вклад в развитие российской науки и культуры трудно переценить. Имя этого человека стало синонимом слов патриот и меценат. Его созидательный труд, масштабы плодотворной деятельности  заслуживают особого внимания, изучения и практического применения, в том числе и в области музейного дела.

Для многих современников его пример  на ниве сохранения историко-культурного наследия был очень авторитетным. Его подходам к коллекционированию подражали многие. Например, хозяева гомельского дворца в дореволюционный период князья Паскевичи.

Как известно, генерал-фельдмаршал  И.Ф.Паскевич был   участником многих исторических событий в 19 веке, прославился и вошел в историю России как известный военачальник. Вместе с тем, военная служба не мешала  ему  познавать историю своего государства,  способствовать сохранению историко-культурного наследия.  В знак признания заслуг именно на этом поприще он  был избран в 1832 году  почетным членом Российской Академии наук. Диплом  об избрании хранится в нашем  музее. Коллекционирование стало увлечением  Ивана Федоровича на многие годы,  в Санкт-Петербурге также  издавались  каталоги его коллекций, которые получили высокую оценку специалистов. Например, Паскевичу удалось собрать одну из лучших коллекций средневекового оружия, ставшую после революции достоянием Эрмитажа.

В 1848 году по проекту польского архитектора А.Идзковского в Гомеле  была построена дворцовая башня.  В башне  были   размещены коллекции, характеризующие российскую и мировую   историю и культуру, в том числе и историю  нашего края. Здесь хранились коллекции палеонтологии, археологии, минералогии, холодного и огнестрельного оружия, великолепное книжное собрание,  военные трофеи, документы ...

Дело отца продолжил сын Ф.И.Паскевич, который тоже имел особую страсть к коллекционированию. Дворец в Гомеле тогда привлекал современников не только своей архитектурой, своим дворцовым убранством, но и своими коллекциями, в которых присутствовали все признаки, характерные для музейных коллекций, они также были классифицированы и систематизированы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся «Описи наличности Гомельского замка Светлейшего Князя Варшавского Графа Ф.И.Паскевича-Эриванского» за 1891 и 1910 годы.  По этой причине совсем не случайно в книге «Живописная Россия» в 1882 году известный исследователь-историк Адам Киркор писал о дворце Паскевичей в Гомеле следующее: «Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрание редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств, делают Гомельский замок настоящим историко-археологическим  музеем».

Сегодня дворец-музей  в Гомеле является интереснейшим музейным объектом, как по форме, так и по содержанию. Мы гордимся, что в нашей, пусть небольшой коллекции старопечатных книг, имеется  «Евангелие» Петра Мстиславца, изданное в 1575 году. Подчеркиваю это особо, так как в одном из писем К.Ф.Калайдовича Н.П.Румянцеву от 16 ноября 1822 года, содержится информация о желании  графа приобрести такую книгу в свою коллекцию. В частности, вот что писал Калайдович: «...Вследствии данного мне приказания я призывал купца Шульгина и объявил ему волю Вашего сиятельства, что Вы изволите предлагать за евангелие, напечатанное Мстиславцевым в Вильне 1575 года, от 150 до 200 рублей. Шульгин на это не согласился и взял книгу, которую хранил я до Вашего ответа. Простите, сиятельнейший граф, что желание сделать Вам угодное, не от меня зависит. Знаю и сам, что Шульгин и подобные продавцы требуют непомерные цены за свои редкости, часто из третьих рук им достающиеся...». Хранятся  уникальные  предметы в собрании археологии, нумизматики, фалеристики. Интерес к музею и его собранию со стороны историков, исследователей, краеведов не ослабевает. С благодарностью в наши дни мы говорим о людях, которые способствовали развитию музейного дела не только в России в целом, но и  у нас в Гомеле. Среди этих людей особое место занимает граф Н.П.Румянцев, способствовавший тому, чтобы о Гомеле знали далеко за пределами Беларуси. Наш город в жизни канцлера Румянцева также очень много значил. Подтверждением тому является его последнее желание - быть похороненным в Гомеле в соборе святых Петра и Павла.


Вернуться назад