Гомельский дворцово-парковый ансамбль > --- > Дина Мельниченко

Дина Мельниченко


28 июля 2009

Великий князь русской науки Н.П.Румянцев     

(по материалам отдела редкой книги)

 

«Просвещённый патриот», выдающийся дипломат, канцлер государства Российского Николай Петрович Румянцев сумел поднять на высокий государственный уровень внимание к гуманитарным наукам, собрать единомышленников, создать археографические центры в Москве, Санкт-Петербурге, Гомеле и Киеве. В результате широкомасштабной деятельности Николая Петровича, сформировавшего и возглавившего научное сообщество численностью более 200 человек, было обследовано свыше 250 российских и зарубежных архивохранилищ, скопированы тысячи редчайших документов. В 1815-1825 гг. на все научные предприятия им была потрачена  огромная сумма  более чем в 1 миллион рублей личных средств.

 Известный историк и публицист А. Шлёцер отмечал: «Круг действий Румянцева в области наук был самый блистательный. Как полководцы приобретают военными подвигами неувядаемые лавры, так сын Задунайского стяжал себе славу в летописях наук драгоценнейшее имя Мецената. И время, которое он ознаменовал просвещением своих соотечественников, беспристрастно можно назвать Румянцевской эпохой. Заслужив при жизни своей название покровителя наук, он сам создал памятник бессмертия».

За сравнительно небольшой срок в полтора десятилетия Н.П. Румянцеву и его сподвижникам удалось издать более пятидесяти превосходных, часто весьма объёмных научных книг, полиграфическое исполнение которых в подавляющем большинстве было образцовым.

Румянцева особенно интересовали рукописные книги о России на пергамене, созданные ранее XV века на русском, латинском и польском языках.

Библиотека канцлера насчитывала около тридцати тысяч печатных книг и свыше тысячи оригинальных рукописных кодексов и различных копий, сделанных преимущественно по его заказу. Собрание Н.П. Румянцева составляли книги, отражающие не только многосторонние личные интересы, но и связанные с его профессиональной и государственной деятельностью, в частности на постах главного директора «водяных коммуникаций и экспедиции об устройстве в России дорог» (с 1801 г.) и министра коммерции (с 1802г.). Несмотря на то, что в Гомеле было имение  Н.П. Румянцева, наш фонд, к сожалению, не располагает ни одной книгой из его библиотеки.

Постепенно cформированное своеобразное объединение «Румянцевский кружок», сплотивший десятки патриотически настроенных людей из разных регионов России, стал предтечей Археографической комиссии, которая была учреждена в  1834 году (24 декабря) при департаменте народного просвещения в Петербурге. Первый камень для основания комиссии положил Н.М. Карамзин. В исторической записке, прочитанной почётным академиком Леонидом Николаевичем Майковым на 50-летнем юбилее комиссии 8 января 1885 года, говорится: «Великий исторический труд Карамзина пробудил в нашем отечестве любознательность и усердие к историческим изысканиям, а просвещённое покровительство графа Н.П. Румянцева трудам по отечественному дееписанию повело к открытию и обнародованию огромного количества памятников».

Археографическою комиссией изданы «Акты исторические» в 5-ти томах. Два тома, 1-й и 5-й (СПб.: въ Типографіи II-го Отделенія Собственной Е.И.В. Канцеляріи, 1841,1842), хранятся в отделе редкой книги в составе книжной коллекции князей Паскевичей. Самый ранний акт, включённый в издание, относится к 1334г. , а самый поздний - к 1699.

В предисловии к первому тому  значится: «Первый томъ Актовъ Историческихъ приготовленъ къ изданію и напечатанъ подъ наблюденіемъ Главнаго Редактора и Члена Археографической Коммиссіи, Придворнаго Протоіерея Іоанна Григоровича».

Сын православного священника, а впоследствии протоиерей гомельского собора святых Петра и Павла Иоанн Иоаннович Григорович был правой рукой Н.П. Румянцева по археографическому обследованию Белоруссии.

В отделе редкой книги также хранятся «Акты исторические, относящиеся к России, на иностранных языках, извлечённые из иностранных архивов и библиотек А.И. Тургеневым, Т.1,  Т.2.» (СПб.: въ типографіи Эдуарда Праца, 1841, 1842).  Том первый включает выписки из Ватиканского тайного архива и из других римских библиотек и архивов, с 1075 по 1584 год. Во втором томе cобраны выписки из Ватиканского тайного архива и из других римских библиотек и архивов, с 1584 по 1719 год, а также акты, извлечённые из архивов и библиотек Англии и Франции, с 1557 по 1679 год. Прибавление к тому содержит в себе акты, относящиеся до других славянских земель, с 1231 по 1308 год.

В состав книжной коллекции Паскевичей входит «Указатель  к актам археографической экспедиции», выпущенный в Санкт-Петербурге в типографии «Эдуарда Праца и К» в 1838 году отдельной книгой, состоящей из  двух частей. Ч.I. Указатель лиц. Ч.II. Указатель географический.  Сами «Акты историко-юридические», представляющие собой собрание древних грамот, указов, наказных памятей, отписок, судебных дел, розысков и прочего, с IV по XVIII век, в оставшейся части библиотеки Паскевичей, к сожалению, не сохранились.  Наличие вспомогательных указателей  к ним свидетельствует о  том, что издания археографической комиссии обеспечивались харошим научно-вспомогательнымм аппаратом.

По примеру археографической комиссии, существовавшей в Петербурге, были созданы подобные комиссии в Киеве, Вильно и Тифлисе.

Для научных исследований исторической тематики могут быть использованы «Памятники, изданные временною комиссиею для разбора древних актов».  Три тома  этого издания, подготовленные и напечатанные в 1845, 1846, 1852  Киевскою археографическою комиссией, содержат ценные исторические сведения, а также уникальные иллюстративные материалы.   В первый том вошли : 1. «Памятники Луцкого крестовоздвиженского братства» (1617-1713); 2. «Акты о правах и обязанностях владельцев поземельной собственности в отношении к крестьянам» и 3. «Материалы для истории Малороссии» (1648-1649), 86 документов, извлечённых из рукописи, принадлежащей барону де-Шодуару. Том второй состоит из трёх частей. В первую часть включены:  «Памятники Киевского Богоявленского братства» (1615-1787), содействовавшего распространению образования не только в юго-западной, но и в Великой России. Не многие из этих памятников сохранились в подлинных списках: войны, непрерывно продолжавшиеся в XVII веке, и неоднократные пожары, которым подвергался Киево-Братский монастырь, истребили большую часть рукописей. В 1774 году Митрополит Киевский Гавриил представил в Святейший Синод копии со всех актов, какие в то время имела Киевская Духовная Академия. Из этих копий Киевский Митрополит Евгений составил сборник, хранящийся в библиотеке Киевской Духовной Академии. Большая часть актов, помещённых в первом отделе второго тома, заимствованы из этого сборника. Вторая часть включает: «Устав о волоках», изданный королём Сигизмундом Августом в 1557г. и заключающий в себе постановление  о землях и крестьянах королевских. К нему же прибавочные статьи 1557, 1558 и  почтовый устав 8 июня 1558 года. Третья часть включает «Материалы для истории Малороссии»  (1650-1651г.)    и др. документы. Третий том состоит из трёх  отделов: 1. «Акты Литовского Братства», 2. «Акты об устройстве помещичьих имений юго-западной России, в XVI в.» и 3. «Материалы для истории Малороссии». «Письма Адама Киселя, Хмельницкого (и к нему разных лиц), его грамоты и т. д.» (документы с 1652-1660). В этом же томе грамота Султана турецкого Мохаммеда IV Богдану Хмельницкому и Всему войску запорожскому 1650г.  Всего 95 документов.

Археографическое оформление «Памятников» Киевской комиссии стояло на весьма низком уровне и заключалось в том, что документы передавались церковно-славянским шрифтом с сохранением всех сокращений и надстрочных знаков. Впоследствии сами деятели комиссии отмечали, что материалы, напечатанные в «Памятниках», были опубликованы «большею частью в сыром, необработанном виде». 

В наших фондах  имеются книги с печатными посвящениями   Н.П. Румянцеву от авторов и составителей, благодарных ему за одобрение или поддержку, в том числе и финансовую, их начинаний.                                                 

Уникальным для нашего времени является «Слово о полку Игореве», выпущенное в Санкт-Петербурге в 1819 году Яковом Пожарским  с печатным пасвящением «Его сіятельству, господину государственному канцлеру, графу Николаю Петровичу Румянцову». Как известно, рукопись «Слова...» впервые была обнаружена в 1792 году графом Мусиным-Пушкиным, оберпрокурором Синода, в Ярославльском древлехранилище и в 1800 году издана небольшим тиражом. Во время пожара Москвы 1812г. рукопись и большинство книг первого издания сгорели. В 1816 году канцлер Н.П. Румянцев посещает Ярославль, где четверть века назад Мусин-Пушкин приобрёл рукопись «Слова...». Он тщательно обследует древлехранилища и ...в 1819 г. по его инициативе выходит третье по счёту издание «Слова...», ныне принадлежащее коллекции Паскевичей с посвящением Н.П. Румянцеву от Я. Пожарского. Второе издание "Слова..." 1805 года (А.С. Шишкова) и третье издане 1819 года (Я.О. Пожарского) повторяли текст мусин-пушкинского издания 1800г. без изменений. Поэтому издание 1819 года можно по праву считать одним из редких первоисточников.

Сочинения поэта первой половины XIX века Милонова Михаила Васильевича, включённые в Полное собрание сочинений русских авторов и опубликованные в одной книге с сочинениями Нахимова и Судовщикова, содержат печатное посвящение "Его сиятельству, милостиваму государю графу Николаю Петровичу Румянцову, господину государственному канцлеру, знаменитому любителю и покровителю наук и словесности".

Румянцев осуществлял   особое наблюдение за развитием торговли на Юге России, о чём вёл подробную переписку с градоначальником Одессы герцогом де Ришелье, который заботился о привлечении торговли в Одессу и другие порты Чёрного моря, развивал в крае виноделие и овцеводство. Румянцев был горячим сторонником  всех нововведений  просвещённого герцога, находившегося в своих действиях  на пользу края в прямой зависимости от министра коммерции. По распоряжению Александра I в 1804 году французским эмигрантом Рувье из Испании в Крым было доставлено стадо мериносов, положившее начало тонкорунному овцеводству в Южной России. Выращивание овец электорального племени осуществлялось на основе научных рекомендаций, стадо сохранялось без малейшей примеси посторонней крови. В коллекции Паскевичей имеется книга Рувье «Трактат об овцеводстве» (Спб., 1811). Издание включает посвящение Н.П. Румянцеву, выполненное типографским способом на французском языке. В письме автора к Н.П. Румянцеву, опубликованном в книге, говорится «Зная Вашу заинтересованность в развитии сельского хозяйства, у меня возникла идея написать этот трактат под Вашим именем, господин Граф».  Так автор выразил свою благодарность Николаю Петровичу за поддержку столь важного нововведения, коим в то время являлось в России племенное овцеводство.

Разностороннюю деятельность Н.П. Румянцева характеризует ряд изданий, входящих в коллекию редких книг и в состав научно-вспомогательного фонда.  Это прежде всего книги заведующего отделом рукописей Российской государственной библиотеки Виктора Фёдоровича Молчанова «Государственный канцлер России Н.П. Румянцев» (М., 2004), «Николай Петрович Румянцев в истории России» (М., 2004) и « Книжная культура России XIX века»оссии  века Ро          (М., 2006).  Названные издания представляют собой исследование жизни и наследия человека, именем которого названа эпоха. Многогранная деятельность государственного канцлера России Николая Румянцева - это феноменальная итория взаимовлияния и взаимообогащения личности и книги.

В серии «Культурное наследие России» выпущена монография доктора филологических наук Людмилы Ивановны Сараскиной  «Граф Н.П. Румянцев и его время» (М., 2003), которая по сути является подробным исследованием жизни царственного мецената. В издании воспроизведено огромное количество книг и гравюр.

Книга известного исследователя истории российской северной столицы Татьяны Алексеевны  Соловьёвой «Румянцевский особняк в Санкт-Петербурге» - это рассказ не только о знаменитом Румянцевском особняке на Английской набережной в Петербурге, ставшем первым частным музеем России, но  и о его владельце графе Н.П. Румянцеве, музейному собранию которого завидовала вся Европа.

Людмилы Михайловны Коваль «Князь В.Д. Голицин и Румянцевский музей» (М.,2007), «Не славы ради...» (М.:Спб., 2000) фрагментарно освещают благотворительную и собирательскую деятельность Н.П. Румянцева.

Научную ценность для историков представляет  книга доктора исторических наук, профессора Павла Георгиевича Софинова «Из истории русской дореволюционной археографии» (М., 1957). В ней в систематическом изложении показаны основные этапы развития русской археографии в XVIII-XX вв., подробно описана работа Н.П. Румянцева по подготовке и изданию «Собрания государственных грамот и договоров». В предисловии к первому тому канцлер сообщал: «Первая часть сего издания вмещает в себя списанные с подлинников грамоты и постановления с 1265 года, до внутренних в России происшествий относящиеся. Во вторую и третью части внесутся по хронологическому порядку все договоры между Россией и европейскими, также азиатскими государями и народами по 1726 год заключённые, с текстом на тех языках, на которых они писаны, с переводом российским»(7. С. 83  ). В книге рассмотрены приёмы и методики систематизации документов «Собрания государственных грамот и договоров».  Профессор Софинов также отмечал, что методы систематизации документов в выпущенных на средства Румянцева изданиях, таких, как «Софийский временник», подготовленный к печати Строевым, «Законы в.к. Иоанна Васильевича и внука его царя Иоанна Васильевича», подготовленные к печати Строевым и Калайдовичем, «Белорусский архив древних грамот», подготовленный к печати Григоровичем, «Древние российские стихотворения», «Памятники Российской словесности XII века»  признаны научными методами.

Информацию об изданиях, полностью или частично посвящённых жизни и деятельности Н.П.Румянцева и поступивших в Гомельскую областную библиотеку не позднее марта 2004 г.,  содержит библиографический указатель «Мікалай Пятровіч Румянцаў на гомельскай зямлі» (Гомель, 2004), подготовленный сотрудниками нашей библиотеки и изданный к 250-летию со дня его рождения.

Мы продолжаем изучение книжного фонда отдела редкой книги и надеемся, что результаты исследования откроют новые издания, освещающие деятельность великого человека, великого мецената, великого князя русской науки.

Всегда и во всём Н.П. Румянцев придерживался девиза своего рода: «Не только оружием - славу России». И в этом он преуспел. Драгоценные рукописи, книги, медали, монеты завещал он на благое просвещение.


Вернуться назад