Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Борис Федорович Звиногродский. К 125-летию со дня рождения

Борис Федорович Звиногродский. К 125-летию со дня рождения


18 марта 2021

Борис Федорович Звиногродский. К 125-летию со дня рожденияХудожник Борис Звиногродский, чей юбилей мы отмечаем 14 марта 2021 года, большую часть жизни прожил в Гомеле. Почему человек, родившийся в солнечной гористой местности на границе Грузии и Турции - городе Артвине (позже отошел к Турции), накрепко «прирос» к Гомельщине, к ее людям, мягким зеленым холмам, тихим рекам, скромному одноцветному небу?
Русский по национальности, сын юриста, студент юридического факультета Московского университета, летчик Гатчинской авиашколы, помощник командира стрелкового взвода в Красной Армии, художник-живописец реалистического толка, пейзажист по призванию, «певец Сожа» по определению - Звиногродский особенно много сумел дать Гомелю на педагогическом поприще.
Уроженцы нашего края нередко становятся известными художниками. В немалой степени это связано с педагогами, которые передают свой опыт дальше, и умеют это делать хорошо. Одним из таких учителей был Борис Звиногродский (1896-1982). Заслуженный учитель Беларуси, Валентин Петрович Покаташкин (род. 1940) с удовольствием поделился с нами воспоминаниями о своем наставнике. На него Звиногродский сильно повлиял в качестве рисовальщика и живописца. Спокойный, рассудительный, внимательный, Борис Федорович стал примером для подражания. А в 60-х годах он привел в студию к Покаташкину в свою очередь сына Евгения, который в течение трех лет посещал занятия, но, несмотря на врожденные способности к рисованию, не пошел по стезе своего отца.

Борис Федорович Звиногродский. К 125-летию со дня рождения Борис Федорович Звиногродский. К 125-летию со дня рождения
Наверное, самым известным учеником Бориса Федоровича довоенного времени стал художник-график Лев Смехов (1908-1978), дядя известного артиста Вениамина Смехова. Лев Моисеевич был одним из «столпов» газеты «Пионерская правда», прекрасным иллюстратором детской научной фантастики. Его многие знали и любили в Советском Союзе, о чем сообщали художнику в своих письмах, приходивших мешками!
Известным и востребованным белорусским живописцем стала ученица Звиногродского Зоя Литвинова (род. 1938), которая на занятия во Дворец культуры приезжала из Ветковского района. Литвинова проживает в столице Беларуси, тесно сотрудничает с арт - галереей в Австрии, по-прежнему пишет в мастерской на улице Сурганова крупноформатные натюрморты с птицами. Работы Зои Васильевны сочные, цветистые, словно песня или праздник жизни. Они очень отличаются от творчества учителя. Однако долгий и успешный путь в искусстве Зои Литвиновой начинался здесь, в Гомеле, под «крылом» Бориса Федоровича.
В 1945-м Звиногродский становится членом Союза художников СССР, в 1956 году получает звание Заслуженного деятеля искусств БССР, в 1958-м возглавляет Университет художественного воспитания при Дворце культуры железнодорожников. После передачи дел своему ученику и преемнику Виктору Казаченко (1918-1998) Звиногродский не оставил полностью ДК, частенько приходил сюда, чтобы обсудить работу художественной студии, прочитать интересные и живые лекции о мире искусства. Большой период своей жизни Звиногродский был связан с народным артистом БССР А.А. Рыбальченко (1911-2002), который более 30-ти лет возглавлял Дворец культуры железнодорожников, являлся балетмейстером и постановщиком спектаклей. Звиногродским были оформлены многие из них, например, «На той стороне», «Глубокие корни», «Снежная королева», «Пинская шляхта» и другие.
Борис Федорович Звиногродский. К 125-летию со дня рождения Борис Федорович Звиногродский. К 125-летию со дня рождения
Гомельчане вспоминают Бориса Федоровича с неизменным галстуком-бабочкой, подтянутого, активного, вдохновенного, с интересом внимающего всему вокруг. Многие годы Борис Федорович работал в худфонде, писал на заказ картины. Перед войной и сразу после освобождения Гомеля Борис Звиногродский был главным художником государственного театра кукол БССР. Уйдя на пенсию, продолжал создавать в мастерской при Дворце пионеров кукольных персонажей. В начале 60-х участвовал в работе областной газеты «Гомельская праўда», в одной из комнат квартиры в пятиэтажке на Старом аэродроме писал картины с видами заливных Сожских лугов, радовался общению и жизни...
На картине уроженца Гомельщины Алеся Циркунова (род. 1948), посвященной Звиногродскому, Борис Федорович в шапочке булгаковского «мастера» изображен у мольберта на фоне чистого холста. Он стоит к нему спиной, зато в пол-оборота к зрителю, с доброжелательным и сосредоточенным выражением лица. Слева «ощетинились» в вазе кисти, справа - на подоконнике буйные заросли колючих кактусов. Выхвачен особенный момент творческого процесса, когда от раздумий надо переходить к действию. А это далеко не просто! У великого Рембрандта есть такая картина: маленький взлохмаченный человечек с кистью наперевес находится в одной части композиции, а в другой, подавляя его, возвышается на мольберте чистый холст. Пустое помещение деревянной мастерской только усиливает драматизм ситуации...
Борис Федорович Звиногродский. К 125-летию со дня рождения Борис Федорович Звиногродский. К 125-летию со дня рождения
В музее дворцово-паркового ансамбля с февраля по апрель работает выставка «Тры настаўнікі гомельскіх мастакоў», где бок о бок представлено творчество известных и любимых в Гомеле мастеров реалистической живописи: Акима Шевченко, Виктора Казаченко и Бориса Звиногродского. Все выставленные работы принадлежат музею и составляют захватывающее дух зрелище. Гомель восстанавливается и строится, Гомельщина нечто утрачивает и стремительно развивается, Гомельская земля радуется и поет, плодоносит и отдыхает... Жизнь 50-х, 60-х и 70-х запечатлена на этих холстах, сохраняет в искусстве живописи свой характерный облик и доносит позитивную энергию обновления. Двадцать одно произведение Звиногродского украшает экспозицию зала, а всего в собрании музея около сорока его работ.
О Звиногродском создавались радио- и телепередачи, где подчас звучала тема подрастающей смены художников и судьбы изобразительного искусства. Борис Федорович говорил о том, что «их (молодых деревьев) мало, на фоне густого леса их ряд тонкий, но за ними будущее». Скорее всего, речь шла о реализме в искусстве, приверженцем которого он всегда был и оставался.
Борис Звиногродский прожил очень долгую жизнь. Он по-настоящему любил молодежь, любил свою профессию, город, с которым когда-то свела судьба. Последняя тема, которая его занимала, над которой он долго размышлял и собирался отобразить в живописи, звучала так: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое!». Поэтому и мы говорим - в очередной раз: «Здравствуйте, Борис Федорович! Мы Вас помним...»

 

Научный сотрудник художественного отдела Елена Калугина


Вернуться назад