Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Виртуальные выставки > Жил на Полесье художник… Памяти Николая Дубровы
Жил на Полесье художник… Памяти Николая Дубровы18 января 2021 |
Пошел четвертый год с того декабрьского дня, когда на земле на одного доброго человека стало меньше. Всегда улыбающийся, подтянутый, в бодром настроении художник Николай Дуброва внезапно покинул свет прямо на встрече выпускников в селе Каменка в исторический момент преподнесения школе своей картины. Сердце... Немного погодя искусствоведы разложат творчество Дубровы по полочкам, опишут манеру, стиль, вклад в белорусское искусство. Искусство Гомельщины понесло тяжелую утрату, и об этом надо говорить уже сейчас! «Я рад за своего друга, который отлично пропел и продолжает петь свою песню...» - делился на открытии выставки «Земля полесская» в Национальном художественном музее в 2016 году председатель Союза художников Беларуси Григорий Ситница. Честно говоря, картины Дубровы не очень напоминают песню или музыку, с которой так часто любят сравнивать живопись. Мелодичностью отличаются произведения, более приближенные к абстрактному искусству. Николай же создал своеобразную летопись края, или - как обозначил в своем некрологе Владыка Стефан, «картины Николая Кузьмича - это как экскурсия по Полесью, воспевающая красоту родной земли и простого человека», от себя добавим - в духе добротного реализма белорусской школы. Николай Дуброва родился в д. Березовка Мозырского района 15 января 1952 года. Оба брата - Николай и Виктор, после окончания Пензенского художественного училища имени К.А.Савицкого поступили в БГТХИ (Белорусский государственный театрально-художественный институт, сейчас академия искусств) в 1982 году. На вторую половину XX века пришелся расцвет белорусской графики, графическое отделение БГТХИ славилось на весь Советский Союз, и поступить туда казалось не реальным. К слову, художник Виктор Кузьмич Дуброва ушел из жизни в 1994 году, говорят, он был одним из любимых учеников народного художника СССР Михаила Савицкого и обладал ярким талантом. След его жизни и творчества теряется в Мозыре... Николай Дуброва известен не графикой, а живописью, которой как мог, воспевал свою малую родину. Постепенно на смену драматично выстроенным природным мотивам приходит глубокая тяга к портрету современника. Особенно впечатляет цикл портретов пожилых женщин, созданный Дубровой в последние годы. «Антоновна» с одноименной картины вместе со своим домом навсегда останутся в памяти такими, как их увидел и запечатлел художник. Атмосфера глухой провинции - не только географического понятия, но также духовной и социальной, передана очень правдиво, тонко прочувствованно и на высоком профессиональном уровне. Таковы и другие портреты из этой се-рии. Старые люди как будто безмолвно возникают перед скользящим мимо них 21 веком, то со скомканным у слезящихся глаз платочком, то тяжело опираясь на кряжистую палку... Они выплывают из глубины картины, прожитых лет, с за-дворков существования со спокойным выражением лиц, глубоко запрятанным чувством собственного достоинства. Роман с одним из красивейших белорусских городов Мозырем начался у Николая сразу по окончании театрально-художественного института. Здесь жил и работал в то время знаменитый на всю Беларусь художник-керамист Николай Пушкарь. С портрета кисти Дубровы на зрителя без лишней сентиментальности исподлобья взирает широкий в плечах человек в тюремном ватнике. Сквозь лагерные «цифры на сердце» проступили и стекают по телогрейке капли горячей крови, а в руке главного героя крепко зажат красный партийный билет... Здесь не рука, а мощный кулак, который неспроста появился на переднем плане картины. Пушкарь может постоять за себя, за страну, за свои убеждения! Произве-дения бывшего беспризорника и заключенного Николая Никитовича Пушкаря всегда полны доброго юмора - несмотря ни на что. Зритель благодаря этой картине может не только увидеть, но и «прочитать» перипетии судьбы большого мастера и человека. Дуброва преподавал в пединституте, руководил народной студией изобразительного искусства «Фарбы» Мозырского центра творчества детей и молодежи, с большим удовольствием работал в своей мастерской. Награждён Орденом Кириллы Туровского І степени Белорусской Православной церкви, отмечен медалью "100 лет Славянскому движению на Беларуси" и медалью Франциска Скорины. А вот выставками избалован не был. Развитие изобразительного искусства в последнее время сбавляет обороты... А возможности для творчества наоборот возрастают. Модным явлением в конце XX - начале XXI века стали специально организованные краткосрочные сборы художников с целью работы на природе и обмена профессиональным опытом - пленэры. Очень любил работать в этой творческой доброжелательной обстановке Николай Кузьмич! Он был, как говорится, свой среди своих, раскованный и общительный, быстро и умело создавал в масле большое количество этюдов. Научный сотрудник художественного отдела Е.И. Калугина
Вернуться назад |