Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Виртуальные выставки > Творчество и судьба белорусского художника, уроженца Гомельщины Акима Михайловича Шевченко (1902-1980)

Творчество и судьба белорусского художника, уроженца Гомельщины Акима Михайловича Шевченко (1902-1980)


18 января 2021
Творчество и судьба белорусского художника, уроженца Гомельщины Акима Михайловича Шевченко (1902-1980)Это имя не очень много говорит нашему современнику. Отчего же белорусские художники Уроднич, Свентоховские, Покаташкины и многие другие вспоминают о своем преподавателе как об удивительно светлой личности, очень мягком и доброжелательном человеке, при этом профессионале с большой буквы. Крестьянский сын и учитель, отважный стрелок во время Великой Отечественной войны, нежный и преданный супруг, честный и верный солдат в искусстве... 

Творческий путь Акима Шевченко неразрывно связан со становлением и расцветом белорусского изобразительного искусства. Обладая большим творческим диапазоном и работая в различных жанрах, за 30 лет неустанного творчества им создан ряд талантливых, самобытных произведений: сюжетно-тематические картины, портреты и пейзажи. Это факт, но что стоит за типичными округлыми фразами, применимыми ко многим художникам Беларуси? Неоценимую помощь в данном исследовании оказала сотрудник Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства в Минске В.Е. Данекина, в БГАМЛИ находится целый пласт материалов, связанных с Шевченко, сохранились в письменном виде его воспоминания о годах учебы в Гомеле и Москве. 

Судьба и творчество уроженца белорусской глубинки неразрывно связаны с «началом неведомого века». Аким Михайлович (белорус, рост 164, размер ноги 43) родился 28 ноября (11 декабря) 1902 года в селе Корма Гомельского уезда. Его отец - безземельный или малоземельный крестьянин, зарабатывал на жизнь как строитель-каменщик. После начальной школы Шевченко поступает в 1917 году в Гомельскую учительскую семинарию, затем сам учит грамоте детей и взрослых в сельской школе. В 1921 году Аким Михайлович снова едет в Гомель для продолжения учебы в Педагогическом техникуме. (В это же время там работал в качестве лаборанта Лев Семенович Выготский, будущий великий ученый-психолог). Аким Шевченко часто упоминал о своем первом наставнике рисования в педтехникуме - «прекрасном педагоге и художнике Киевской школы Сергее Ивановиче Громыко». Попутно Шевченко посещал занятия в художественной студии-школе им. Врубеля (одновременно здесь учился будущий народный художник РСФСР Г.Г. Нисский), а также в изостудии кавалерийской Чонгарской дивизии, в которой преподавал Е.П. Кравченко. По окончанию учебы в педтехникуме с октября 1924 по октябрь 1926 года проходил службу в рядах Красной Армии в г. Жиздра Калужской области, был радистом. Затем снова работал учителем в так называемой Опытной школе. 

В 1927 году происходит судьбоносное событие - Шевченко поступает в московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где преподавали «опытные и высококультурные художники и педагоги - писал Аким Михайлович. - Первый курс был временем наиболее напряженной учебы, материальных трудностей и неустройств». Он учился у художников М.С. Родионова, С.В. Герасимова, Д.Н. Кардовского, А.Д. Древина, которого вспоминал с нескрываемой теплотой: «Был он замечательным преподавателем... Не щадил кривлянья и потуг на «что-то». Умел поддержать и подбодрить. Тогда ценилась способность «видеть цвет». И некоторым пришлось перейти с живописного отделения на графический факультет. Теперь это трудно понять - этому видению не придается значение. А потом, бывало, так увлекательно говорил о живописи, о старом и новом искусстве, что мы, окружив его, слушали, стараясь не пропустить ни слова. Он много говорил также и о связи искусства с жизнью. Мы все с большим интересом увидели на выставке ОМХа его большой, написанный с натуры пейзаж «Урал»». (А.Д. Древин был расстрелян в 1938 году, реабилитирован в 1956). 

В те годы в Москве выставки были частым явлением, здесь могли соседствовать работы членов сообществ: «Маковец», АХРР (ассоциация художников революционной России), ОМАХРР, «Четыре искусства», ОМХ (общество молодых художников), «Бытие», ОСТ (общество станковистов) и др. «Глухая борьба направлений и установок в искусстве была. Но как-то уживались противоположности - Штеренберг Давид Петрович и Кардовский Димитрий Николаевич, - оба вели мастерские во Вхутемасе - вспоминал Шевченко, - работали музеи с богатейшими коллекциями западного искусства - многое из того, что было там, - после я не видел». Во ВХУТЕМАСе проходили встречи и диспуты со знаменитостями (в частности, есть упоминание о Диего Ривере и Владимире Маяковском). Заканчивается рукопись Акима Михайловича удивительно трогательными словами: «Ходили как-то в музей с руководителем курса. Художник К. Истомин (автор замечательной картины «Вузовки»), рассказывая своей группе о Гогене и его жизни, разрыдался перед холстами великого Гогена! Ах, как давно это было! Были это прекрасные преподаватели и руководители. Они стремились внушить нам, выходцам из рабочего класса и крестьянства, как тогда говорили - понимание искусства, его аромат, нечто неуловимое, для достижения чего мало одной лишь академической учебы. Голова трещала, а понять надо. Спасибо им»

По окончании в 1931 году ВХУТЕИНа (Высший художественно-технический институт в Ленинграде, Шевченко учился там последний год после расформирования ВХУТЕМАСа), получив квалификацию «художника массово-бытовой живописи» Шевченко вернулся в Гомель, где работал руководителем и преподавателем на курсах клубных изо-инструкторов и художником в газете «Полесская правда». Кроме того, руководил кружком рисования в г. Речица на фанеро-спичечном комбинате и старался как мог заниматься творчеством, принимая участие во всех белорусских выставках. В 1934 году его отец был репрессирован (поводом послужила, как рассказывают, имевшаяся в хозяйстве молотилка). В 1936 году умерла мать, в 1940-м - отец. У Акима Шевченко остались брат и сестра, никто из них не был связан с искусством... Скорее всего, в предвоенный период состоялась его женитьба на учительнице русского языка и литературы, пианистке, сестре композитора Л.А. Маркевича - Екатерине Александровне Маркевич (1898-1981). 

Аким Михайлович считал началом своего творческого пути участие во Всебелорусской выставке в Минске в 1932 году, где одна из двух его картин - «Плотогоны» («Сплавщики», 1930, собрание НХМ РБ) получила положительный отклик художника Валентина Волкова в газете «Звезда»: «Выразны, надзвычай дынамічны эскіз «Плытагоны» мастака Шаўчэнкі, але не без утрыроўкі». На этой выставке было представлено более 1800 работ, и внимание к «эскизному» полотну молодого художника свидетельствовало о профессиональном чутье Волкова. В 1932 году Шевченко становится членом ССХ (Союз советских художников, билет №65). Известно, что еще в 1927 году художник Михаил Филиппович, в то время так же студент ВХУТЕМАСа, отобрал для выставки в Минске работу Шевченко «Лявоніха». 

На Декаде белорусского искусства в Москве в 1939 году работы Акима Михайловича получили положительные отзывы художников М. Сарьяна и В. Ефанова. Шевченко всегда много творчески работал, в этот период в основном создавая натюрморты, портреты и пейзажи. Почти все довоенные работы погибли. Вплоть до начала Великой Отечественной войны он ведет курсы изобразительного искусства при Доме народного творчества в Гомеле. 

Осенью 1941 года более-менее налаженная жизнь Акима Шевченко входит в цейтнот. Не понятно, как он оказался в районе боевых действий. По обрывочным сведениям мы узнаем о его попытке выйти из окружения под Ельней Смоленской области и попадании в плен, успешно осуществленном побеге и возвращении в окупированный Гомель... Недавно на одном из аукционов научным сотрудником нашего музея Ю. Панковым был обнаружен небольшой пейзаж Шевченко, датируемый 1943 годом. Работа в рыжевато-коричневых тонах, изображена разбитая дорога между деревянными хибарками. После освобождения Гомеля 26 ноября 1943 года Шевченко был призван по мобилизации на I Белорусский фронт рядовым стрелком-автоматчиком. Урывками рисовал портреты солдат размером с открытку, а те посылали их домой своим близким. В апреле 1945 года получил тяжелое ранение в голову и левую руку, после чего полгода находился на излечении. Неоднократно получал от командования письменные благодарности за храбрость (документы хранятся в Добрушском районном краеведческом музее), награжден орденом Красной Звезды (1945) и несколькими медалями, в том числе, «За боевые заслуги» (1944) и «За трудовую доблесть» (1970). 

После войны продолжал работать в Гомеле в Доме народного творчества с самодеятельными художниками. Проживал с супругой, имевшей орден Ленина, заслуженным учителем БССР в 10-метровой комнате частного дома. В 1956 году по приглашению дирекции Минского художественного училища имени А.К. Глебова переехал в Минск. Преподавал в училище до выхода на пенсию в 1962 году. В 1956-58 годах совмещал работу в Белорусском государственном театрально-художественном иституте (сейчас Белорусская государственная академия искусств). Как признавался художник, создание ряда особенно удачных по мнению окружающих произведений связано с переездом в столицу. 

Часто деятельность преподавателя мешает творческому росту художника, отнимая у него слишком много сил и времени. Шевченко же не мыслил жизни без искусства. На картине Петра Романовского «Портрет художника А. Шевченко» в энциклопедии «Беларускі Саюз Мастакоў, 1938-1998» (стр. 453) Аким Михайлович изображен погрудно вполоборота в белой рубашке с открытым воротом. Он сидит в раздумье, слегка опираясь головой на левую руку. Произведение наполнено светлой грустью и поэзией. Никаких дерзновенных ракурсов, непременных атрибутов художника в виде палитры или мольберта, только фиксация Человека, Личности! 

Несмотря на то, что произведения Шевченко удостаивались почетных мест на Всесоюзных и Республиканских выставках, персональная выставка Шевченко впервые состоялась только в 1962 году, причем в Художественном салоне. В анналах БГАМЛИ сохранилась скромная афиша и выпущенный к выставке «Каталог» с предисловием художника Н.Л. Тарасикова. В 1972 году в честь семидесятилетия и за заслуги в развитии белорусского советского изобразительного искусства Аким Михайлович был удостоен третьей по счету Грамотой Верховного Совета БССР (1949, 1955). 

Выйдя на пенсию Аким Михайлович благодаря тесным контактам с заведующим графической мастерской при БГТХИ Анатолием Кривенко (Шевченко разделил с ним мастерскую) увлекся искусством эстампа - автолитографией. В собрании Национального художественного музея Республики Беларусь среди 28-ми произведений Шевченко числится 5 графических листов «Качкі» (1962), есть такой оттиск и в Гомеле. 

Различными путями, по одной картине или сразу в большом объеме, в фондах музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля собралась довольно крупная коллекция работ Шевченко. В собрании представлены все жанры, но особенно часто экспонируются натюрморты: «Цветы», «Пионы», «Васильки» и др. Драгоценными камнями мерцают они среди произведений других художников, свидетельствуя о незаурядном колористическом даре Акима Шевченко. Его многочисленные наброски и этюды, писавшиеся для «воспитания глаза», приобретения технического мастерства также ныне представляют художественную ценность. Прекрасные живописные экспонаты находятся в Добрушском краеведческом музее. Здесь хранится 29 картин Шевченко, а также его личные документы, фотографии, вещи... 

В 1962 году ему только-только исполнилось 60 лет, а он уже оказался за порогом и театрально-художественного института и училища. Может быть, Шевченко торопился на пенсию, чтобы посвятить себя исключительно творчеству? Однако к своим дипломникам Аким Михайлович приходил на занятия, не получая зарплаты. Здоровье ухудшалось, в 1964 году случился инфаркт. Во время нахождения Акима Михайловича в 9-й городской больнице в отделении патологии сосудов мозга (из которой он уже не вышел) комитет Союза художников БССР просил депутата Верховного Совета БССР М.А. Савицкого о помощи в устройстве четы Шевченко в пансионат персональных пенсионеров в Ждановичах. Но было уже поздно. Екатерина Александровна, страдающая тяжелой формой склероза или альцгеймера, несколько последних месяцев жизни провела в Республиканской клинической психиатрической больнице в Новинках, где тихо скончалась. 

В Гомельский областной краеведческий музей в 1980 году «на вечное хранение» женой Шевченко было передано некоторое количество его произведений для создания в колхозе «Оборона» (с. Корма Добрушского района) музея Народной Славы с мемориальным залом Шевченко, а также просьбой в качестве благодарности установить надмогильный памятник мужу... После его ухода из жизни кому-то потребовалось в срочном порядке освободить мастерскую, где еще оставалось большое количество работ. Как это часто бывает с художниками-труженниками, тем более, бездетными, некому было взять на себя заботу о сохранении обширного творческого наследия... 

Своей признательностью и любовью, которые возникают при соприкосновении с историей этого художника, мы стремимся воздать должное Акиму Михайловичу Шевченко. В память о Настоящем Человеке и Мастере...

Научный сотрудник художественного отдела музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Елена Калугина

 

Творчество и судьба белорусского художника, уроженца Гомельщины Акима Михайловича Шевченко (1902-1980) Творчество и судьба белорусского художника, уроженца Гомельщины Акима Михайловича Шевченко (1902-1980)

Творчество и судьба белорусского художника, уроженца Гомельщины Акима Михайловича Шевченко (1902-1980) Творчество и судьба белорусского художника, уроженца Гомельщины Акима Михайловича Шевченко (1902-1980)

Творчество и судьба белорусского художника, уроженца Гомельщины Акима Михайловича Шевченко (1902-1980) Творчество и судьба белорусского художника, уроженца Гомельщины Акима Михайловича Шевченко (1902-1980) Творчество и судьба белорусского художника, уроженца Гомельщины Акима Михайловича Шевченко (1902-1980)

 

 


Вернуться назад