Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Муза снова обрела лиру
Муза снова обрела лиру3 ноября 2020 |
Многие из сохранившихся в собрании нашего музея раритетов декоративно-прикладного искусства изрядно пострадали в годы Великой Отечественной войны в связи с вывозом в тыл и возвратом домой. Во время переездов-перегрузок предметы ломались или разбивались, терялись их составные части, и послевоенным музейщикам с реставраторами потребовалось немало усилий, чтобы вернуть им первоначальный вид. Однако всё восстановить не получалось из-за проблемы в определении, к чему относились те или иные аксессуары, и они продолжали оставаться в разрозненном виде, находясь в фондохранилище в отдельном ящике. Со временем удалось определить, например, что полукруглая деталь из золоченой бронзы - это спинка от табурета на часах «Бдение Александра Македонского», где сидит полководец; «бра» с военными доспехами оказалось остовом одного из двух канделябров каминного гарнитура, центром которого являются часы с рыцарями, играющими в кости... Схожая ситуация сложилась и с большими французскими часами, представленными сегодня в интерьере княжеского кабинета в башне дворца. Из эвакуации под разными инвентарными номерами, судя по книге поступлений, вернулись скульптурная группа патинированной бронзы, изображающая двух беседующих женщин по обе стороны от цоколя с механизмом и циферблатом на постаменте из черного мрамора, бронзовая подставка и несколько отдельных неучтённых деталей. Скульптуру закрепили на основании, и на протяжении многих послевоенных лет предмет экспонировался в таком виде.
Там же имеется обозначение производителя бронзы - крупной литейной фирмы семьи Деньер (Deniére), существовавшей с конца XVIII до начала XX века в Париже. Созданная Жаном-Франсуа Деньером (1774-1866), затем унаследованная его сыном Гийомом (1815-1903), она специализировалась на отделке бронзой предметов интерьера (канделябры, светильники, часы, мебель), изготовлении статуй и монументов. На их фабрике было задействовано до 200 рабочих в нескольких цехах: большой литейке, мастерских чеканки, позолоты бронз, огранки хрусталя. Среди прочих заказов им выпала честь сделать бронзовую оправу для коронационной кареты Карла X, для мебели королевского замка Тюильри и многое другое. Продукция Деньеров была удостоена медалей Парижской и двух всемирных выставок. Успеху во многом способствовало сотрудничество с талантливыми художниками того времени. К примеру, клеймо «Deniére à Paris» (а также мастерской Понса) содержат часы нашего музея с упомянутыми выше рыцарями, фигуры с воинской атрибутикой для которых были заказаны скульптору Жану-Франсуа-Теодору Жештеру, знаменитому, кроме всего, своим участием в создании рельефов Триумфальной арки в Париже. Нет сомнения, что две женские скульптуры описываемых каминных часов тоже сделаны по модели хорошего художника, пока нам не известного. Они передают образ античных богинь в лавровых венках и туниках. Позы в грациозных движениях и жестах запечатлели увлеченную беседу героинь, одна из которых присела на выступ с часовым механизмом и циферблатом, другая склонилась над ней. Но в композиции явно недостает каких-то элементов, на что указывают согнутые определенным образом пальцы рук у женщин, а также крепежные дырочки и большое круглое отверстие в центре лицевой части основания. Пересматривая снова и снова в фондах ящик с вернувшимися из эвакуации бронзовыми деталями, находим, что две из них явно от постамента этих часов: фигурка ангелочка с крыльями может прикрепляться к одному из скошенных углов постамента, а накладка в форме пряжки подходит на его боковую стенку. Теперь задача реставраторов - отлить на их основе симметричные парные элементы. Что касается утраченных атрибутов в руках богинь, то здесь помог случай. На сайте одного из аукционных домов нам посчастливилось увидеть совершенно аналогичные каминные часы, только полностью выполненные из золоченой бронзы.
Много загадок таится ещё в предметах искусства, составляющих художественное собрание дворца Паскевичей. В попытках их разгадывать, мы получаем в награду не только ответы, но, как в данном случае, и символическую возможность вернуть в музейные залы музу, которая снова обрела лиру.
Татьяна Литвинова, зав. художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, кандидат искусствоведения Статья опубликована в газете «Гомельская праўда» от 24.09.2020 и на сайте https://gp.by/novosti/aktualno/news223626.html 1601466446_ris.-1.jpg Вернуться назад |