Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > «Месье» Геридон

«Месье» Геридон


7 августа 2020

«Месье» ГеридонВ Башне дворца Румянцевых и Паскевичей, украшая интерьер Большого кабинета князя, стоит редкий парадный столик эпохи Второй французской Империи - «месье» Геридон. По центру его круглой столешницы размещен выполненный на фарфоре портрет Людовика XVI вольной копии с работы придворного портретиста короля художника Антуана-Франсуа Калле. По окружности - овальные фарфоровые миниатюры с живописными изображениями восемнадцати представительниц французской аристократии. Столешница опирается на массивную точеную ножку, украшенную элементами из золоченой бронзы.
Жизнь этого удивительного по своему исполнению предмета в музее (сначала в фондах, после реставрации - в постоянно действующей экспозиции) началась с истории его спасения. Ровно 100 лет назад, как записано в довоенной книге поступлений, он был «отрыт из засыпанного нижнего этажа» дворца графа П.В. Завадовского в селе Ляличи Суражской воласти Клинцовского уезда Гомельской губернии и доставлен в Гомельский музей.
«Месье» ГеридонУсадьба графа Петра Васильевича Завадовского - фаворита императрицы Екатерины II, некогда великолепный памятник архитектуры XVIII века, был построен по проекту Джакомо Кваренги, итальянца по происхождению, одного из крупнейших представителей классицизма в русском зодчестве. Завадовский умер в 1812 году и усадьбу унаследовал его сын Василий. Но вскоре он то ли проиграл, то ли продал ее Эндельгардам, которые владели Ляличами до 1847 года. Затем усадьба переходила из рук в руки, иногда находясь в полной заброшенности. Последними владельцами были гомельские купцы Голодцы, которые хотели там открыть лесопильный завод. В 1918 году Ляличи были сожжены, от дворца остались только руины. Историк русского зодчества Ф. Ф. Горностаев в издании «Дворцы и церкви юга» писал: «Долгие годы разрушений привели дворец в плачевное и жалкое состояние, характеризующее ненужность для нынешнего практического века былой утехи и цели тонких восприятий красивой, ушедшей безвозвратно жизни».
В 1920 году спасенный «месье» Геридон переехал в Гомель. Сегодня он живет в интерьерах другого, не менее прекрасного и очень похожего по архитектурному решению дворца Румянцевых и Паскевичей, начало строительства которого также относится к концу XVIII века. Интересно, что его первым владельцем был граф Петр Александрович Румянцев, которого Завадовский считал своим благодетелем, и дабы «увековечить память о нем», заказал русскому скульптору французского происхождения Жаку-Доминику Рашетту бронзовую статую графа и установил ее в Храме Благодарности в своей усадьбе в Ляличах.
История создания «месье» Геридона также необычна, как и история его жизни.
Как предмет мебели геридон «живет» в интерьерах дворцов уже не одно столетие. Для чего он только не использовался: и канделябры на него ставили, и пасьянсы на нём раскладывали, и даже чай пили. Однако времена менялись, функции геридона - тоже. Были и парадные столики, которые демонстрировали социальный статус владельца. Пожалуй, самыми парадными за все время существования геридонов были столы эпохи так называемой Второй Империи, которая приходится на вторую половину XIX века. Для этого периода было характерно движение «историзма» с его репликами и перепевами «королевских» стилей. К этой эпохе и относится время создания «месье» Геридона.
«Месье» ГеридонСтолик был произведен во Франции в конце XIX века. На дне фарфорового блюда с изображением Людовика XVI можно увидеть наложенные одна на одну марки французских фирм: Севрской фарфоровой мануфактуры в виде скрещенных букв «L» (вензель короля), являющейся имитацией ранней маркировки и использовавшейся на Севрской мануфактуре в XVIII веке, а также клеймо лиможского фарфора.
Лимож - это название города Франции, прославленного на весь мир благодаря своему безупречному фарфору, производство которого здесь в XIX веке достигло лидирующего положения. Любое изделие маркировалось зеленым клеймом из окиси хрома «Limoges France», а предприятие обозначалось специальным дополняющим клеймом в виде инициалов. На фарфоровом блюде столика из фондов нашего музея также есть надпись «Limoges France» и заглавные буквы «T&V». Это означает, что он был изготовлен фирмой «Tresseman & Vogt» в конце XIX века в стиле Севра.
Небесно-голубой цвет с золотым окаймлением является одним из фирменных цветовых решений севрской марки. Людовик XV и Мадам де Помпадур, с именами которых связана история Севрской мануфактуры, привлекали к работе лучших художников и скульпторов Европы, которыми были разработаны основные цвета. Нежные тона носили изящные названия: «королевский синий», «розовый Помпадур», «желтый нарцисс», «яблочно-зеленый»; «небесно-голубой».
«Месье» ГеридонКакие же исторические личности изображены на столике?
По центру размещен парадный портрет короля Франции Людовика XVI, по окружности - миниатюрные портреты французских дам XVIII -XIX веков, большая часть из которых состояла в родстве с ним.
Людовик XVI наследовал своему деду Людовику XV в 1774 году. На этом монархе после Великой французской революции 1792 года и провозглашения Первой французской республики прервется существование так называемого «старого режима». Король будет казнен.
Среди самых близких к Людовику XVI дам, изображенных на медальонах, - его супруга Мария-Антуанетта и старшая дочь короля, последняя дофина Франции Madame Royale. Мария-Антуанетта проделала путь от младшего из пятнадцати детей ребенка австрийских монархов к королеве Франции, закончившей жизнь на гильотине. Ее называли «королевой рококо» и приписывали изобретение множества модных аксессуаров, которые дожили до наших дней и охотно используются дизайнерами. Она популяризировала фигурное катание и позаимствовала у мужчин элементы одежды. Марию-Антуанетту также как и ее мужа обвинили в предательстве интересов Франции. Перед казнью она держалась с королевским достоинством: взошла на эшафот сама и легла под нож гильотины, установленной на площади Согласия.
Дочь Людовика XVI и Марии-Антуанетты Шарлотта, которая носила дворянский титул монаршей особы Madame Royale, оказалась единственной выжившей в этой семье. Во время ареста ей было одиннадцать лет, и только в возрасте семнадцати лет принцесса обрела свободу.
«Месье» ГеридонРядом с портретом Марии-Антуанетты размещено изображение ее близкой подруги принцессы де Ламбаль, жуткие подробности гибели которой во время революционных событий нашли отражение в мемуарах и художественной литературе. Мадам де Ламбаль была одной из самых известных аристократок Франции. За свое близкое положение к плененной в ходе французской революции королеве, мадам де Ламбаль была казнена, а ее завитая и напудренная голова была отнесена прямо в замок Тампль, который служил тюрьмой для монаршей семьи.
Весьма близкой к королю и одной из самых высокопоставленных женщин в Версале была мадам Аделаида - тетя Людовика XVI, которая имела большое политическое и личное влияние на молодого короля в первые годы его правления, но с появлением во дворце Марии-Антуанетты лишилась его. Ее внешности была свойственна яркая красота и элегантность, она обладала амбициозным характером и сильной волей. «Месье» Геридон
Рассматривая изображения на столике, можно увидеть портреты графини де Прованс и графини де Артуа - жен младших братьев Людовика XVI - графа Прованского, будущего Людовика XVIII и графа де Артуа, который стал королём Франции Карлом X; а также герцогини Беррийской, супруги герцога Беррийского, сына Карла X, который был убит в 1820 году, а позже в 1830 году его отец был свергнут Июльской революцией.
«Месье» ГеридонОдним из примеров преданности и стойкости времен Французской революции является история мадемуазель де Сомброй. Она увековечена легендой под названием «Героиня со стаканом крови». В 1792 году во время сентябрьских массовых убийств и суда над тремя сотнями заключенных, подозреваемых в антиреволюционной деятельности, она бросается спасать своего отца, маркиза де Сомбройя восклицая: «Вы не придете к моему отцу, пока не убьете меня!» Легенда гласит, что издевающиеся надзиратели наполнили стакан кровью своих жертв и передали его мадемуазель де Сомброй, сказав, что если она хочет пощады для своего отца, то должна выпить этот ужасный напиток... Мадемуазель де Сомброй оставалась в тюрьме пока не была освобождена после падения Робеспьера в июле 1794 года.
Судьбы женщин, изображенных на медальонах, были не просты. И за визуальной красотой и изяществом столика прочитывается непростая история жизни людей в переломное время. Некоторые из имен остались «за кадром», и если вы решите познакомиться с «месье» Геридоном и придете в музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля, то он сможет вам поведать о многом...

 

Старший научный сотрудник музея 
Елена Куртенок
Статья в "Гомельской правде" от 04.08.2020 г.

 

 

 

1. Столик с изображением Людовика XVI и высокопоставленных французских дам. Конец XIX в. Франция, Лимож, фирма "Tresseman & Vogt" (в стиле Севра). Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
2. Дворец графа П.В. Завадовского в Ляличах 
3. Марки на фарфоровом блюде столика
4. Столешница с изображением Людовика XVI и высокопоставленных французских дам
5. Портрет мадам де Ламбаль на фарфоровом медальоне 
6. Портер мадам Аделаиды на фарфоровом медальоне 
7. Портрет мадемуазель де Сомброй. Франция, частная коллекция

 

 

 

 

 


Вернуться назад