Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Башня дворца – именинница
Башня дворца – именинница21 апреля 2020 |
170 лет назад башня дворца Румянцевых и Паскевичей получила свое окончательное композиционное воплощение в виде четырехъярусного квадратного в плане объема, примыкавшего к дворцовому комплексу с южной стороны. Ее появление связано с масштабными переустройствами главной усадьбы Гомельского имения, хозяином которого в 30-е годы XIX столетия стал генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич. Они велись по проекту и под неустанным контролем варшавского архитектора, члена Флорентийской академии изящных искусств Адама Идзковского. По его замыслам трехэтажная башня пристраивалась к симметричному классическому зданию дворца, своими ренессансными чертами привнося в белорусский Гомель очаровательный архитектурный акцент итальянских палаццо. Это прочитывается на чертежах зодчего и на картине польского живописца Мартина Залеского. Почему же сегодня у башни четыре яруса?
Строительные работы по переделке дворца фельдмаршала Паскевича в основном завершились к 1843 году, и возведенную в три яруса башню накрыли кровлей. Примерно в это время и запечатлел ее на живописном полотне знаменитый мастер архитектурного пейзажа М. Залеский, бывший в добрых отношениях и с А. Идзковским, и с фельдмаршалом. Спустя семь лет у владельца дворца появилось желание увеличить высоту здания, а вместе с этим - и его внутреннее пространство. В апреле 1850 года в одном из писем управляющему гомельской экономией, регулярно присылавшихся из Варшавы, где проживал Светлейший князь Варшавский Паскевич с семьей, читаем распоряжение: «Предполагается построить четвертый этаж башни, поэтому... еще выслан будет г. Идзковский... Нужен будет кирпич» . Скорее всего, тогда же архитектор дописал отсутствовавший первоначально этаж на своей картине, служившей в качестве живописного проектного предложения заказчику по реконструкции дворца. За лето того же года задание князя было исполнено, и в октябре ему написали в Варшаву, что «четвертого этажа на башне каменная постройка кончена, и гербы в стенах поставлены»*. Имеются в виду родовые гербы Паскевичей, которые были выполнены в рельефе и размещены по четырем фасадам на втором и третьем этажах. В послереволюционный период с 1919 года башня стала музеем, экспозиции которого заполняли превосходные дворцовые ценности. Получив серьезные «увечья» в годы второй мировой, была возобновлена только в 1969 году. В начале 2000-ых циферблаты курантов с четырех сторон башни были восстановлены по довоенному образцу, при этом часовой механизм заменила современная компьютерная система. По сей день здесь располагается музей. Так и стои́т, возвышаясь над оврагом Гомеюк, просматриваясь с разных заречных ракурсов и участвуя в городских пейзажах, башня дворца Паскевичей, как архитектурно-художественный символ не только старинного парка, но и всего Гомеля. Татьяна Литвинова, зав. художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, кандидат искусствоведения ___________________________________________________ * Национальный исторический архив Беларуси. Фонд 3013. Вотчинное управление Гомельским имением князя Паскевича-Эриванского. * Там же. Вернуться назад |