Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Летопись музея > Коллекция старопечатных и рукописных книг одна из самых интересных в музейном собрании Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Коллекция старопечатных и рукописных книг одна из самых интересных в музейном собрании Гомельского дворцово-паркового ансамбля


15 июля 2019

Коллекция начала формироваться в 70-е годы прошлого века.

 

Коллекция старопечатных и рукописных книг одна из самых интересных в музейном собрании Гомельского дворцово-паркового ансамбля


Рукописная книга "Праздники"

 

Настоящие произведения искусства Старопечатные издания XVII — XVIII веков выходили в Моск­ве, Львове, Вильно, Клинцах, Гродно, в монастырях Киево-Печерской и Почаевской лавры, в небольших населенных пунктах: Остроге, Клинцах, в других, порой малоизвестных монастырях. Как правило, для печати использовалась бумага с филигранями, так называемыми водяными знаками, на которых изображались гербы, марки фабрик, значился год изготовления. На отдельных листах помещались гравюры с изображением евангелистов, библейских сюжетов. Многие издания содержат иллюстрации к тексту, виды городов, храмов. Фолианты украшались гравированным орнаментом в виде заставок, концовок, инициалов. Своеобразной защитой для рукописных и старопечатных книг был оклад. Его делали из досок, которые обтягивались кожей, чаще всего с орнаментированным тиснением, либо дорогой тканью. Особо ценные издания заключались в роскошные оклады из серебра и золота с драгоценными камнями, эмалями, жемчугом. Переплеты имели застежки, и владельцы книг, заботясь об их сохранности, оставляли порой записи на свободных листах с угрозами в адрес того, кто не застегнет книгу после прочтения, либо попытается ее присвоить. Гордость нашего собрания — знаменитое издание Петра Мстиславца “Евангелие”, напечатанное в Вильно в 1575 году. В мире известно немногим более 100 сохранившихся экземпляров. На нашей книге есть угрожающая запись, адресованная тем, кто надумает ее похитить. На внутренней стороне обложки — экслибрис коллекционера Федора Григорьевича Шклярова, основателя Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций, который сегодня носит его имя. Федор Григорьевич был последним владельцем книги до приобретения ее музеем. “Евангелие” Петра Мстиславца выполнено на хорошей бумаге, красивым крупным шрифтом, который раньше нигде не использовался и в дальнейшем стал образцом многих напрестольных Евангелий. Книга богато иллюстрирована. Буквицы выполнены на высоком уровне и органично сочетаются с иллюстрациями. Переплет бархатный на досках, с бронзовыми подставами, так называемыми “жуками” на нижней крышке. Среди наиболее ценных музейных предметов — книга “Апостол”, переизданная в Москве в 1635 году с издания Ивана Федорова 1564 года. На ней запись: “Лета 7157-го декабря в 14-й день государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси пожаловал сию книгу “Апостол” в Нововолок городок в соборную церковь богоявления господа нашего Иисуса Христа...” Оставили свой след в книгопечатании начала ХVII века Андроник Невежа и его сын Иван. По орнаментике и шрифту их книги напоминали книги Ивана Федорова. Уникальный памятник книжной культуры “Минея октябрьская” Ивана Невежи 1609 года хранится в коллекции музея. Книга содержит вкладную запись княжеского рода Одоевских второй половины XVII века, записи о купле — продаже, владельческие записи старообрядческих библиотек, печать гомельской старообрядческой Ильинской церкви. Напечатана она в 1/2 листа, печать двухцветная, орнаментирована заставками, ломбардами, вязью, рамками на полях. Кожаный переплет книги с тиснением в виде птиц и цветов более поздний. В числе более поздних московских изданий в нашем собрании минеи, требники, часословы, апостолы, евангелия, прологи. Одна из таких книг — “Минея служебная. Сентябрь” — была напечатана в 1636 году в отделении Печатного двора В. Ф. Бурцевым. В ней имеются владельческие записи, например: “Сия книга Алексея Максиковского”, “1879 г. Февраля 4 сия книга минея месяц сентябрь принадлежит Семену Осипову Калашникову”. Румянцев помог В 1786 году старообрядцами была основана типография в Клинцах. Издатели ставили задачу добиться печатания книг, которые были бы точной копией московских дониконовких изданий. Местные власти разрешили открыть типографию, однако перепечатание церковных книг дореформенной поры запрещалось. Основатели типографии Д. С. Рукавишников и В. Я. Железняков вынуждены были обратиться за помощью к генерал-губернатору Малороссии П. А. Румянцеву, в то время владельцу гомельского имения. Летом 1785 года благодаря его содействию типография наконец получила разрешение на перепечатку. Издания “Пролог” 1786 и 1787 годов, отпечатанные в Клинцовской типографии, представлены в нашей коллекции. “Пролог” содержит владельческие записи: “Сия книга принадлежит Родиону Самойловичу Зыбину города Гомля Могилевской губернии Вылевской волости слободы Романовой”, “Сия книга белицкого мещанина Ивана Дорофеива”. Это свидетельствует о том, что книга бытовала в старообрядческой среде на Гомельщине. “История об отцах и страдальцах соловецких” вышла в свет в 1788 году. Издание приписывали известному общественному деятелю, выдающемуся книгоиздателю XVIII века Николаю Ивановичу Новикову, человеку сложной и необычной судьбы. По мнению императрицы Екатерины ІІ, книга Новикова была “зловредной” и подрывала основы православной веры, содержала раскольничьи сочинения, противные духу православия. Это стало причиной многих бед в семье Новикова. Расследованием по поручению Екатерины ІІ занимался генерал-фельдмаршал князь А. А. Прозоровский. В типографии и в доме Николая Ивановича были проведены обыски, его арестовали. Редкое издание с непростой биографией, напечатанное в Супральской типографии, представлено в нашей коллекции. Несмотря на широкое распространение печатных изданий, рукописные книги создавались вплоть до начала XX века. Как правило, в их “рождении” принимало участие несколько мастеров. Писцы писали тексты, златописцы и художники-миниатюристы украшали страницы, затем книгами занимались переплетчики. Для декора использовали краски, приготовленные из минералов и органического сырья. В узорах преобладал многокрасочный растительный орнамент, который порой сплетался с человеческими фигурами, птицами, животными. В старообрядческой среде создавались певческие рукописи, книги так называемого “крюкового” письма (древняя нотная система). Образцом рукописи крюковой нотации является книга в нашем собрании “Праздники”, написанная в 1865 году жителем “посада Добрянки Павлом Ивановичем Инкиным”, о чем свидетельствует запись в ней. Книга украшена миниатюрой с изображением Иоанна Дамаскина, заставками, концовками. Как старопечатные, так и рукописные книги содержат интереснейшие записи, которые рассказывают нам о судьбе книги и очень важных событиях из жизни ее владельцев. Например, в рукописной книге начала ХХ века “Праздники”, которая бытовала в деревне Огородня Добрушского района, владельцы сделали записи: “Во время Русско-Германской войны в воскресенье 24 (11 августа была бомбардировка, в Огородне гомельской убиты Алымова Иулиания и доч(и?) уставщикова Екатерина Алымова Вера и семья Скоробогатова Трофима и Скоробогатова Петра жена Феодосия и два внука их”; “Сия книга была обречена к сожжению колеблющимися совестию младоумными, по внушению Божию спасена 1937 г. не одна пять книг. Боброва Мария Тим.” Книга также содержит метрические записи членов семьи А. Боженова и пометки других владельцев.

Паскевич руку приложил

Многие книги в конце XIX — начале ХХ века издавались на бумаге, выпускаемой на писчебумажной фабрике князя Ф. И. Паскевича в Добруше. На это указывают филигрань на бумаге — водяной знак в виде герба Российской империи и даты: 1882 и 1896. Именно в эти годы продукция фабрики была представлена на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и получила на ней высшую награду: право размещать на готовой продукции государственный герб как символ качества. После Великой Отечественной войны из города Урюпинска Сталинградской области вместе с другими ценностями были реэвакуированы книги конца XIX —начала XX веков: “Евангелия напрестольные”, которые находились в свое время в домовой церкви во дворце Паскевичей. На корешке богато декорированного бронзового оклада одной из книг выгравирован текст: “Устроено сие св. Евангелие в Покровскую церковь села Камень Шляхетский усердием Александра епископа Костромского и Галичского. 1887 г. Кострома”. Книга была напечатана в московской синодальной типографии. На внешней стороне оклада размещены в медальонах евангелисты: Лука, Марк, Матвей, Иоанн, а в центре “Воскресение Христово”. Епископ Костромской и Галичский Александр, в миру Андрей Иванович Кульчинский, родился в 1823 году в селе Камень Шляхетский Кобринского уезда Гродненской губернии. У посетителей музея есть возможность внимательно рассмотреть этот удивительный музейный артефакт в экспозиции “Культовые предметы из фондов музея”.

 

Коллекция старопечатных и рукописных книг одна из самых интересных в музейном собрании Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Евангелие Петра Мстиславца

Коллекция старопечатных и рукописных книг одна из самых интересных в музейном собрании Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Гравюра "Евангелист Иоанн"

Коллекция старопечатных и рукописных книг одна из самых интересных в музейном собрании Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Гравюра Евангелист Матвей

Мария Чуклеева, сотрудник музея, ответственный хранитель коллекции

 

Гравюра "Евангелист Иоанн"

Источник: http://gp.by
© Правда Гомель

Вернуться назад