В музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля работает выставка произведений Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачевых, выдающихся классиков советского искусства, народных художников СССР, которая предоставлена Брянским областным художественным музейно-выставочным центром.
Международный выставочный проект «Братья Ткачевы. Начало пути» был представлен сначала в Минске, в Национальном художественном музее, а затем под военизированной охраной доставлен в наш город. Уже стало традицией, что яркие крупные выставки после столицы обычно прямиком попадают во дворец Румянцевых и Паскевичей.
Спрашивается, зачем картины, состоящие из холста, масляной краски и багетовой рамы, как особо ценный груз, перевозить под военнизированной охраной? Ведь это отнюдь не золото партии, не янтарная комната, не алмазный фонд…
С такого вопроса директору Брянского выставочно-музейного центра Елене Клюевой начал открытие выставки известный гомельский телеведущий Александр Лупиненко. «Ars longa vita brevis» (Жизнь коротка, искусство долго - лат. пословица) – такова суть интересного и продолжительного рассказа Елены Петровны Клюевой. Которая, к слову, сама является художником и прекрасно осознает ценность настоящего искусства. Искусство надо беречь!
Трепетно относятся к раритетам не только музейщики. Гомельская публика с момента открытия выставки с большим вниманием и удовольствием рассматривает те самые полотна двух великих русских мастеров, на которых выросло не одно поколение художников бывшего Советского Союза. Энергетика, о которой стало модно говорить в наше время, действительно у картин очень мощная. Она прослеживается и в канве сюжета, и в легком бегучем мазке кисти, с первого раза попадающего в цель…
Выставка имеет определенное название, и в нем определенное смысловое наполнение. Начало жизненного пути и профессиональной дороги братьев Ткачевых связано с Беларусью, с Витебском и Минском. В нашу столицу в 50-е годы они попали после окончания Московского художественного института имени В. И. Сурикова. Их и нас вообще многое связывает: любовь к земле, простому трудящемуся человеку, деревне, детям и их матерям, советское прошлое, речь и менталитет. Язык искусства Ткачевых – это и наш родной язык! Здесь не требуется переводчик.
В своей монографии «Братья Ткачевы. О том, что в памяти» Ткачевы рассказывают, как однажды «почувствовали, что окружающая художественная среда в Минске не способствует их развитию. Не об этом мы мечтали, когда учились и жили в Москве. Наши беспокойные и амбициозные натуры где-то глубоко внутри бунтовали…».
И вот после трехлетнего пребывания в белорусской столице, где к ним перебрались из деревни Низок родители, братья Ткачевы снова в Москве. Там, где художественная жизнь интенсивно и бурно развивается во всех направлениях, где постоянно происходят столкновения на почве авторитетов и различных школ, где Ткачевы начинают быстро набирать высоту. И профессионального уровня и социального…
Братья Сергей и Алексей считают, что не было у них картин конъюктурных, в угоду времени. Совпали, так случилось, представления художников о своем месте в искусстве и тенденции времени со ставшим нарицательным именем - соцреализм.
Частым гостем в мастерской Ткачевых были известный писатель, фронтовик Виктор Астафьев, многие другие выдающиеся личности в культуре. Художник Гелий Коржев отмечал, что главная и основная черта творчества братьев Ткачевых – народность. Художники органически связаны с жизнью народа, с его думами и чаяниями. Борис Иогансон так же говорил: «Простой мотив, который все видели сотни раз, написан одним дыханием. Из этого мотива сделана прекраснейшая вещь, которая волнует, наполняет душу радостью и светом».
Суть искусства в эмоциональном – не рациональном – воздействии. Вот лишь некоторые отзывы зрителей, побывавших на выставках братьев Ткачевых: «Сильно чувство сострадания по человеку, по России…», «по работам Ткачевых можно изучать советскую историю…», «буду считать, что мне повезло! Посмотрел вашу выставку. На сегодняшний день – это нравственное очищение…». Встречаются и несколько другие мнения: о возникшем при просмотре «глубоком чувстве скорби», о «мрачном настрое авторов» и т.д. Было бы странно, если бы в унисон раздавались только хвалебные оды. Эмоции по-разному захватывают людей. По признанию огромного числа зрителей, побывавших на выставках братьев Ткачевых: «Такое все русское, родное, и лица, и природа. Чудо! Слава богу! Жива Россия!»
На афишу выставки вынесен фрагмент картины «На полянке». Ребятишки лежат по кругу в траве и слушают, как старшая девочка читает книгу вслух. У одной девчушки взгляд направлен прямо на зрителя, что помогает установить контакт, диалог с картиной, возможность более глубоко проникнуть в мир живописи.
Сюжет ее совсем прост, он будничный и как будто незамысловатый. А зритель мимо не пробегает, обязательно постоит, восхитится. И мастерством художников, и миром детства, ненавязчиво запечатленном на этом полотне. От такого трепетного контакта рождается восторг в душе. Братья сами признавались, что «тема матерей и детей России преследовала их всю жизнь».
В многодетной семье Ткачевых всегда говорили: «Старательный и в камень гвоздь вобьет». Эту нехитрую науку братья усвоили на редкость хорошо.
В Брянском музее братьев Ткачевых имеются не только законченные произведения Сергея и Алексея. Множество подготовительных работ практически к каждой картине, наброски, этюды, эскизы, варианты композиций – все это также пополняет сокровищницу русского искусства в Брянске.
Каким должен быть художник и может ли сегодня он создать нечто значительное и волнующее? На этот вопрос братья Ткачевы, которым уже исполнилось 97 и 94 года, отвечают так: «Весь многовековой опыт искусства указывает, что не нужно искать свое лицо специально, не нужно выкраивать свой стиль из чужих приемов, взятых напрокат. Все великие мастера учились у своих предшественников, сохраняли и продолжали их традиции. Они учились не копировать внешнюю оболочку, а зорко всматриваться в жизнь, постигать ее смысл. Зрелость художника начинается с умения видеть жизнь, постигать ее действительные проблемы, с сознания того, что он хочет, должен и может сказать людям».
Великолепные образцы реалистической школы живописи Ткачевых будут экспонироваться во дворце Румянцевых и Паскевичей до середины июля 2019 года.
Не только таланту художника подвластно найти нечто еще не открытое, найти и выразить это по-своему! Открыть для себя прекрасный мир искусства может каждый, кому представится возможность побывать на выставке в Гомельском дворце.
Елена Калугина, научный сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля