Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Долгая дорога братьев Ткачевых

Долгая дорога братьев Ткачевых


1 мая 2019

Долгая дорога братьев ТкачевыхВ музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля работает выставка произведений Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачевых, выдающихся классиков советского искусства, народных художников СССР, которая предоставлена Брянским областным художественным музейно-выставочным центром.   
Международный выставочный проект «Братья Ткачевы. Начало пути» был представлен сначала в Минске, в Национальном художественном музее, а затем под военизированной охраной доставлен в наш город. Уже стало традицией, что яркие крупные выставки после столицы обычно прямиком попадают во дворец Румянцевых и Паскевичей.
Спрашивается, зачем картины, состоящие из холста, масляной краски и багетовой рамы, как особо ценный груз, перевозить под военнизированной охраной? Ведь это отнюдь не золото партии, не янтарная комната, не алмазный фонд…
С такого вопроса директору Брянского выставочно-музейного центра Елене Клюевой начал открытие выставки известный гомельский телеведущий Александр Лупиненко. «Ars longa vita brevis» (Жизнь коротка, искусство долго - лат. пословица) – такова суть интересного и продолжительного рассказа Елены Петровны Клюевой. Которая, к слову, сама является художником и прекрасно осознает ценность настоящего искусства. Искусство надо беречь!
Трепетно относятся к раритетам не только музейщики. Гомельская публика с момента открытия выставки с большим вниманием и удовольствием рассматривает те самые полотна двух великих русских мастеров, на которых выросло не одно поколение художников бывшего Советского Союза. Энергетика, о которой стало модно говорить в наше время, действительно у картин очень мощная. Она прослеживается и в канве сюжета, и в легком бегучем мазке кисти, с первого раза попадающего в цель… 
Выставка имеет определенное название, и в нем определенное смысловое наполнение. Начало жизненного пути и профессиональной дороги братьев Ткачевых связано с Беларусью, с Витебском и Минском. В нашу столицу в 50-е годы они попали после окончания Московского художественного института имени В. И. Сурикова. Их и нас вообще многое связывает: любовь к земле, простому трудящемуся человеку,  деревне, детям и их матерям, советское прошлое, речь и менталитет. Язык искусства Ткачевых – это и наш родной язык! Здесь не требуется переводчик.
В своей монографии «Братья Ткачевы. О том, что в памяти» Ткачевы рассказывают, как однажды «почувствовали, что окружающая художественная среда в Минске не способствует их развитию. Не об этом мы мечтали, когда учились и жили в Москве. Наши беспокойные и амбициозные натуры где-то глубоко внутри бунтовали…».
И вот после трехлетнего пребывания в белорусской столице, где к ним перебрались из деревни Низок родители, братья Ткачевы снова в Москве. Там, где художественная жизнь интенсивно и бурно развивается во всех направлениях, где постоянно происходят столкновения на почве авторитетов и различных школ, где Ткачевы начинают быстро набирать высоту. И профессионального уровня и социального…
Братья Сергей и Алексей считают, что не было у них картин конъюктурных, в угоду времени. Совпали, так случилось, представления художников о своем месте в искусстве и тенденции времени со ставшим нарицательным именем - соцреализм.
Частым гостем в мастерской Ткачевых были известный писатель, фронтовик Виктор Астафьев, многие другие выдающиеся личности в культуре. Художник Гелий Коржев отмечал, что главная и основная черта творчества братьев Ткачевых – народность. Художники органически связаны с жизнью народа, с его думами и чаяниями. Борис Иогансон так же говорил: «Простой мотив, который все видели сотни раз, написан одним дыханием. Из этого мотива сделана прекраснейшая вещь, которая волнует, наполняет душу радостью и светом».
Суть искусства в эмоциональном – не рациональном – воздействии. Вот лишь некоторые отзывы зрителей, побывавших на выставках братьев Ткачевых: «Сильно чувство сострадания по человеку, по России…», «по работам Ткачевых можно изучать советскую историю…», «буду считать, что мне повезло! Посмотрел вашу выставку. На сегодняшний день – это нравственное очищение…». Встречаются и несколько другие мнения: о возникшем при просмотре «глубоком чувстве скорби», о «мрачном настрое авторов» и т.д. Было бы странно, если бы в унисон раздавались только хвалебные оды. Эмоции по-разному захватывают людей. По признанию огромного числа зрителей, побывавших на выставках братьев Ткачевых: «Такое все русское, родное, и лица, и природа. Чудо! Слава богу! Жива Россия!»
На афишу выставки вынесен фрагмент картины «На полянке». Ребятишки лежат по кругу в траве и слушают, как старшая девочка читает книгу вслух. У одной девчушки взгляд направлен прямо на зрителя, что помогает установить контакт, диалог с картиной, возможность более глубоко проникнуть в мир живописи.
Сюжет ее совсем прост, он будничный и как будто незамысловатый. А зритель мимо не пробегает, обязательно постоит, восхитится. И мастерством художников, и миром детства, ненавязчиво запечатленном на этом полотне. От такого трепетного контакта рождается восторг в душе. Братья сами признавались, что «тема матерей и детей России преследовала их всю жизнь».
В многодетной семье Ткачевых всегда говорили: «Старательный и в камень гвоздь вобьет». Эту нехитрую науку братья усвоили на редкость хорошо.
В Брянском музее братьев Ткачевых имеются не только законченные произведения Сергея и Алексея. Множество подготовительных работ практически к каждой картине, наброски, этюды, эскизы, варианты композиций – все это также пополняет сокровищницу русского искусства в Брянске.
Каким должен быть художник и может ли сегодня он создать нечто значительное и волнующее? На этот вопрос братья Ткачевы, которым уже исполнилось 97 и 94 года, отвечают так: «Весь многовековой опыт искусства указывает, что не нужно искать свое лицо специально, не нужно выкраивать свой стиль из чужих приемов, взятых напрокат. Все великие мастера учились у своих предшественников, сохраняли и продолжали их традиции. Они учились не копировать внешнюю оболочку, а зорко всматриваться в жизнь, постигать ее смысл. Зрелость художника начинается с умения видеть жизнь, постигать ее действительные проблемы, с сознания того, что он хочет, должен и может сказать людям».
Великолепные образцы реалистической школы живописи Ткачевых будут экспонироваться во дворце Румянцевых и Паскевичей до середины июля 2019 года.
Не только таланту художника подвластно найти нечто еще не открытое, найти и выразить это по-своему! Открыть для себя прекрасный мир искусства может каждый, кому представится возможность побывать на выставке в Гомельском  дворце.

Елена Калугина, научный сотрудник  музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля

Долгая дорога братьев Ткачевых Долгая дорога братьев Ткачевых Долгая дорога братьев Ткачевых
Долгая дорога братьев Ткачевых Долгая дорога братьев Ткачевых Долгая дорога братьев Ткачевых
Долгая дорога братьев Ткачевых Долгая дорога братьев Ткачевых


 


Вернуться назад