Целует берег легкая волна,
и к новым берегам бежит она,
тогда вода прозрачна и чиста…
В изменчивости — жизнь, свобода, красота…
Джон Донн (1572–1631)
XVII столетие. Европа охвачена научной революцией: изобретены телескоп, микроскоп, гидрометр, ртутный барометр, усовершенствованы часы, компас. В европейских столицах учреждаются академии наук. Галилео Галилей направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения. Карл Линней систематизирует биологию, а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы. Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на картах мира. Бурно развивается торговля и книгопечатание. Географические и астрономические открытия широко раздвинули перед человеком горизонты пространства и времени. Человек осознал грандиозность мироздания: Земля оказалась уже не центром Вселенной, как думали ранее, а лишь одним из многих небесных тел в её безграничном пространстве. В мироощущении европейца XVII века нарастал драматизм.
В это самое время возникает художественный стиль БАРОККО, который стремится выразить идеи безграничности и многообразия мира. Для него характерны сочетание реальности и иллюзии, стремление к величию, парадности и пышности, повышенная эмоциональность и чувственность, динамичность и напряженность. В созданных новым стилем образах всё необычное, загадочное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и правильное – скучным и унылым. Подчёркивающий утончённую форму светской жизни, барокко превращается в стиль аристократической элиты уходящего феодального общества, получает широкое распространение в католическом искусстве, становится элитарным.
В первой половине XVIII века барокко переходит к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а к концу столетия повсеместно вытесняется классицизмом.
Экспонаты выставки во дворце Румянцевых и Паскевичей в основном датируются периодом с середины XIX до первых десятилетий XX века. Это время характеризовалось стремительным техническим прогрессом, а в искусстве – резким возрастанием интереса к предшествующим художественным стилям и, особенно, – барокко. Активно развивавшаяся индустрия производства мебели, фарфора, бронзы поставила на поток производство предметов роскоши, сделав их гораздо более доступными, но не утратив при этом их художественных достоинств и особенного изящества.
Диваны и кресла с изогнутыми ножками-кабриолями, вычурные консольные столы, комоды, секретеры, витрины для коллекций, настенные зеркала и напольное зеркало-псише, картины, статуэтки, подсвечники, а также другие предметы антиквариата из частного собрания С.Л. Путилина на выставке «Причудливые линии барокко» доставят любому искушённому зрителю истинное эстетическое наслаждение и удовольствие.
Вход на выставку «Причудливые линии барокко» включён в стоимость билета на второй этаж центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей. Экспозиция будет работать до конца лета.
Куратор выставки: зав. художественным отделом Литвинова Татьяна Федоровна, тел. (232)703340