Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Выставки > Персональная выставка художника Николая Полковниченко

Персональная выставка художника Николая Полковниченко


27 марта 2018

Персональная выставка художника Николая Полковниченко15 марта в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей открылась персональная выставка гомельского художника, специалиста по медиевистике Николая Михайловича Полковниченко.

Выставка получилась не только ретроспективной, но и содержательной. Разноплановое творчество Полковниченко представлено произведениями, созданными в разные периоды жизни и в разных техниках. В одном ряду представлены работы, написанные еще ученической рукой и портреты знаменитых персон последнего времени, эскизы росписей для гомельских школ, копии мировых шедевров, сюжетные композиции.

Однажды знаменательное для художника событие произошло накануне именин Папы Римского Иоанна Павла II. Картину, выполненную Полковниченко по заказу одного из служителей  католической церкви в Гомеле, вручили самому Папе, а ее копию временно поместили в костеле! На выставке можно увидеть эскизы к этой картине и  к другому ее варианту.

Николай Полковниченко - приверженец мастеров искусства далеких веков. Его привлекают приемы старинного письма,  его тонкость, одухотворенность, завершенность, сам процесс неспешного, вдумчивого труда. Это видно и по портрету гомельского художника-керамиста Михаила Балюка (1978). Персональная выставка художника Николая Полковниченко
На глубоком зеленом фоне погрудно анфас изображен моложавый, но уже седовласый человек, прижимающий к груди левую руку с развернутой на зрителя выпуклой  «золотой» медалью. Слегка улыбаясь, он смотрит нам прямо в глаза, вызывая ассоциации с портретами эпохи Возрождения. Перед нами человек с тонкими чертами лица, волнистыми волосами, серьезным взглядом, одетый в скромный черный свитер-водолазку. Портрет выполнен в подчеркнуто сдержанной гамме. Как и свойственно искусству ренессанса, довлеют локальные цвета и прорисовка деталей. Никаких искажений пропорций, легкими движениями кисти написано лицо, можно рассмотреть каждый волосок прически, и только на заднем плане слегка «волнуются» складки однотонной ткани. Художник практически обошелся одной охрой, зеленым и черным цветом.

Не менее интересны композиции «Солдатка» (1983) и «Черная быль» (1989). Эти  картины и «Портрет Балюка» были подарены художником музею дворца Румянцевых и Паскевичей.

Одним из своих главных предназначений в жизни Полковниченко считает научные изыскания по расшифровке символических значений в произведениях Скорины, Дюрера, Босха, Брейгеля и других. Пытливый ум, склонность к умозаключениям, внимательная сосредоточенность и усидчивость способствовали успеху и в этом виде деятельности. Николай Михайлович стал известным скориноведом, знатоком искусства средних веков – так называемым медиевистом (от лат. medius — средний и лат. aevum — век, эпоха).

Полковниченко Николай Михайлович родился в Гомеле в 1947 году. Учился в новобелицкой школе №4, где, возможно, на него оказало влияние огромное количество картин и репродукций известных художников, украшавших стены школьного помещения. Окончил Минское художественное училище имени А.К.Глебова. Работал преподавателем изо в школах Гомеля, художником-оформителем в различных организациях города. Имеет двоих детей, внуков. Продолжает научно-просветительскую деятельность, публикуется в белорусских и зарубежных изданиях.

Приглашаем Вас найти время и познакомиться воочию с действительно своеобразным мастерством Николая Полковниченко.

Куратор Е.И.Калугина, научный сотрудник художественного отдела

 

alt

Вернуться назад