Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Да будет свет…

Да будет свет…


16 февраля 2018

Да будет свет…В то время, когда в природе начинается, по мнению писателя Пришвина «весна света», во дворце Румянцевых и Паскевичей открывается выставка одного из лучших - совершенно точно - живописцев XX века Шевченко Акима Михайловича.


Это имя всё ещё мало говорит нашему современнику, несмотря на усилия музейных сотрудников и Гомеля и Добруша. А вот ныне живущие белорусские художники Уроднич, Покаташкин, Свентоховские и многие другие с большой теплотой вспоминают о любимом преподавателе в минском художественном училище и в художественно-театральном институте (сейчас Белорусская академия искусства), как об очень светлой личности, мягком и доброжелательном человеке, при этом мастере искусства с большой буквы.


Почему бывший стрелок, рядовой пехоты, награжденный медалями и орденом Красной Звезды за боевые заслуги, отличался в быту скромностью и мягкостью? Как сложилась творческая судьба чрезвычайно одаренного цветовым видением художника? Откуда, вообще, берутся люди искусства? «На любой сложный вопрос всегда есть простой ответ. И этот ответ всегда неправильный» - говорил писатель и философ Умберто Эко. Сделать самим правильные выводы поможет ретроспекция жизни и творчества нашего пока не самого известного земляка.


Шевченко Аким Михайлович родился 28 ноября 1902 года в селе Корма Гомельского уезда (сейчас Добрушский район Гомельской области). Его отец был безземельным крестьянином, поэтому работал каменщиком в ближайших селах и городах. В 1934 году он был репрессирован, и поводом послужил, как рассказывают, имеющаяся у него молотилка. В 1940 году отца не стало. Еще раньше - в 1936 году, умерла мать. У Акима Шевченко остались брат и сестра, никто из них не был связан с искусством. В 1917 году Аким Михайлович поступил в Учительскую семинарию в Гомеле, после окончания которой несколько лет работал в сельской школе. Чтобы расти духовно и профессионально, закончил в 1924 году еще и Гомельский педагогический техникум. Педагогические навыки ему потом очень пригодятся. Прирожденную склонность к искусству у Шевченко разглядел и благословил «первый наставник по искусству» художник Сергей Иванович Громыко. (Можно предположить, что С.И.Громыко преподавал в педтехникуме. В различных энциклопедических изданиях говорится, что Шевченко занимался в студии-школе имени М.А.Врубеля, однако документальных источников, подтверждающих эту информацию, пока не выявлено. Ни в одной из своих автобиографий Аким Михайлович о ней не упоминает). По окончанию учебы с 24 по 26 год проходил службу в армии, затем снова некоторое время работал учителем в Опытной школе.


И вот в 1927 году происходит одно очень важное событие - Шевченко поступает в московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, образованные на основе Строгановского училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества), в которых преподавали одни из самых выдающихся художников современности.


Аким Михайлович занимался у Древина Александра Давидовича, которого выделял из всех и очень ценил, Родионова М.С., Герасимова С.В., Кардовского Д.Н., Ряжского Г.Г., слушал лекции искусствоведа М.В.Алпатова. Вот как об этом периоде вспоминал Шевченко: «Древина Александра Давидовича... мы все студенты уважали. Был он замечательным преподавателем,... не щадил кривлянья и потуг на «что-то». Умел поддержать и подбодрить. Тогда ценилась способность «видеть цвет». И некоторым пришлось перейти с живописного отделения на графический факультет. Теперь это трудно понять - этому видению не придается значение. А потом, бывало, (Древин) так увлекательно говорил о живописи, о старом и новом искусстве, ... о связи искусства с жизнью». Речь идет об очень важном критерии - врожденных способностях художника, которые невозможно привить себе по заказу, можно только совершенствовать.


Студенты с преподавателями посещали все московские выставки того времени. Кроме АХРРа существовали и другие общества художников с различными направлениями в живописи: «Бытие», «Четыре искусства», ОМХ, ОСТ, ОМАХРР, «Маковец» и другие. Свои взгляды на искусство художники отстаивали яростно, обязательно им следовали и выражали в творчестве. Дело чести. Это была настоящая, полнокровная художественная жизнь, какой она на самом деле и должна быть. «Ходили смотреть, спорили, восхищались и ругали...» - продолжал вспоминать Шевченко. Ни в каком выставочном зале сегодня мы такую картину не увидим, и на это есть свои причины.


«Были это прекрасные преподаватели и руководители. Они стремились внушить нам, выходцам из рабочего класса и крестьянства, как тогда говорили, - понимание искусства, его аромат, нечто неуловимое, для достижения чего мало одной лишь академической учебы. Голова трещала, а понять надо. Спасибо им» - так на большом эмоциональном подъеме заканчиваются записи Акима Шевченко, хранящиеся ныне в Белорусском архиве-музее литературы и искусства в Минске.


На последнем курсе учебы живописный факультет в порядке реорганизации из Москвы был переведен в Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства. В июне 1931 года, получив квалификацию «художника массово-бытовой живописи», Шевченко прощается с alma mater и Ленинградом. Вернувшись в наш город, с которым уже успел сродниться, Шевченко начал работать в газете «Полесская правда», а затем и в изостудиях Гомеля.

 

В 1941 году в качестве рядового ушел на фронт, под Ельней Смоленской области был ранен, и, как очень многие в подобной ситуации, не избежал фашистского плена. Чудом ему удалось бежать, и затем некоторое время художник жил в оккупированном Гомеле. Снова и снова выводит эти горькие строки его рука в многочисленных автобиографиях, требующихся по месту работы. В 1943 году он снова на фронте, в апреле 1945-го под Франкфуртом-на-Одере был ранен в голову и руку. Орден Красной Звезды, несколько медалей и личные благодарности командования, трепетно сохраняемые в Добрушском музее, напоминают о выполненном долге перед Родиной, свидетельствуют о храбрости и героизме, которые были присущи Акиму Шевченко. Затем он снова вернулся в Гомель, где жил со своей супругой, пока ему не поступило приглашение преподавать в белорусском театрально-художественном институте. Жена Шевченко - Маркевич Екатерина Александровна была учительницей, (предположительно, учителем русского языка и литературы), к тому же прекрасной пианисткой, была награждена орденом Ленина. После переезда в столицу Аким Михайлович с 1956 по 1962 год работал в художественном училище имени А.К.Глебова и в театрально-художественном институте.


Часто деятельность преподавателя мешает личностному росту художника, отнимая у него слишком много сил и времени. Но молодой, амбициозный, уже ощутивший свое настоящее призвание Шевченко не мыслил жизни без искусства.


Еще в 1927 году Аким Шевченко принял участие в первой Всебелорусской выставке, а ведь он только что поступил во ВХУТЕМАС. Этому способствовала сложившаяся в Гомеле 20-х артистическая среда. В ней сформировались многие выдающиеся творческие личности. В мире искусства 1910-20-е годы считаются Золотым веком русского искусства. От художников на практике требовались кристальная честность и настоящее подвижничество в творчестве, было принято открыто обсуждать созданные произведения, сообща радоваться их достоинствам, не «затирать» - дабы не обидеть, недостатки. Высокие требования к художнику оборачивались выдающимися результатами творческого труда. Мнение несведущих в искусстве людей не имело того громадного значения, которое постепенно стало тенденцией в «отдельно взятой стране». Вспоминаются слова французского короля Людовика XIV: «Я сделал для искусства все, что мог, - я ему не мешал».


Итак, Аким Шевченко напряженно работает и активно выставляется. Критиками отмечены его картины «Плотогоны», «Вяжут снопы» (1932), «На торфоразработках» (1935), «Лес стройкам» (1952), «Мелиораторы. Дренаж болота», «Вечерний Минск» (1968) и многие другие. Появляются изредка публикации. Вот как описывает картину «Хор Лопатиной» (1951) в одной из статей о Шевченко художник Н.Л.Тарасиков: «...правдиво отражены новые черты характера советских людей. В дружном коллективе, после трудового колхозного дня народные таланты-певцы знаменитого на Белоруссии хора под руководством Лопатиной свободно поют о вновь обретенном счастье труда и творчества на радость народа и благо Родины». С большого расстояния - сегодня - мы имеем возможность по-другому оценивать особенности сталинской эпохи. Однако художественная форма произведения осталась художественной, здесь как на ладони видно мастерство и талант художника. Эта картина сейчас находится в собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Также Тарасиков абсолютно верно отмечает, что «А.М.Шевченко является лирическим певцом и знатоком белорусской природы...». Об этом, в частности, свидетельствует и выставка во дворце Румянцевых и Паскевичей «Академические традиции Акима Шевченко».


По счастью, в фонды музея гомельского дворцово-паркового ансамбля в различные годы попало много работ Шевченко. Различными путями, по одной картине или сразу в большом объеме, собралась довольно крупная часть творческого наследия Акима Шевченко. Это и портреты, и натюрморты, и пейзажи, изредка - тематические композиции. Особенно часто экспонируются на различных музейных выставках его натюрморты. Драгоценными камнями мерцают они среди произведений других художников, воочию свидетельствуя о незаурядном колористическом даре и высоком профессионализме Акима Шевченко. Впервые представлены публике его наброски и этюды. Созданные для «воспитания глаза», приобретения технического мастерства, необходимого хорошему профессионалу, они в результате представляют большую художественную ценность, а также имеют воспитательное значение. Подрастающему поколению только на слух известно, что скрывается за красивым «фасадом» профессии художника. Тяжелый труд работы художника над собой уходит в прошлое. Как и серьезное отношение к своему призванию. По этому поводу существует афоризм Гоголя: «К искусству и к жизни надо относиться серьезно. От того так мало в мире и людей и художников». Искусство и мастера словно измельчали. Слоны и дельфины рисуют так, как многие востребованные сегодня на западе «мастера искусства». Не об этом у нас разговор.


Чем поучительна история жизни Акима Михайловича? Внимательный читатель наверняка заметит, что в 1962 году ему только-только исполнилось 60 лет, а он уже оказался за порогом и театрально-художественного института и училища. Может быть, Шевченко торопился на пенсию, чтобы посвятить себя исключительно творчеству? Известно, что своих дипломников Аким Михайлович вел до конца, не получая при этом зарплаты. В его жизни осуществилось крайне мало персональных выставок, несмотря на то, что он пользовался постоянным глубоким уважением коллег, его произведения удостаивались почетных мест на Всесоюзных и республиканских выставках. «За заслуги в развитии белорусского советского изобразительного искусства» был дважды награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР. Это много или все же мало? После ухода Шевченко из жизни в 1980 году кому-то потребовалось в срочном порядке освободить мастерскую с большим количеством работ художника. Почти все они нашли место... в совсем неподобающем для этого месте. Как обычно это бывает с художниками, тем более, бездетными, некому было позаботиться о минимальной сохранности оставшегося без присмотра «богатства». С согласия Акима Михайловича часть картин после смерти художника была передана его женой Кормянскому колхозу «Оборона» с условием создания мемориального зала в местном музее и установки «общественного» памятника на могиле. Ни музей не осуществился, ни памятный знак. Своей признательностью и любовью, которые возникают при соприкосновении с историей этого художника, мы стремимся воздать должное Акиму Михайловичу Шевченко. В память о Настоящем Человеке и Мастере...

 

Е.Калугина
Опубликовано 08.02.2018 в газете «Гомельская праўда»

 

 

Да будет свет… Да будет свет… Да будет свет…

 

 


Вернуться назад