Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Человек с дыркой
Человек с дыркой9 января 2018 |
В 2009 году по указу Президента Венесуэлы Уго Чавеса Фриаса музею был подарен бронзовый бюст национального героя Венесуэлы Франсиско де Миранды (1750-1816). Его выполнил почти в натуральную величину художник Хулио Сесар Брученьо Андраде. Франсиско де Миранда по происхождению креол, был известен необычайной мужественностью, окружен таинственным ореолом конспиратора и заговорщика, обладал эрудицией философа и изысканными манерами аристократа. Опираясь на правую руку, согнутую в локте, немолодой - судя по жестким складкам, пересекающим лицо, человек погружен в раздумья. Внимание особенно задерживают крупная, вполне реалистическая родинка на железной щеке Миранды и взгляд широко расставленных глаз, устремленный в пространство. А дальше, кроме руки в свисающей манжете, поддерживающей голову, да банта на шее никаких деталей нет, - «дырка вместо организма» – как было смело подмечено одним из гостей гомельского музея.
Перед нами приятной наружности зрелый человек. У него все еще густые, но уже белые волосы, собранные в хвост, белеют платок на шее и манжеты рукавов рубашки, короткая темная курточка мундира без позументов, светлые бриджи едва прикрывают колени, длинные серые гольфы и изящные башмаки с пряжками довершают внешний образ. Выражение тонкого, одухотворенного лица собранно-спокойно, выражает человеческое достоинство и уверенность в себе, глубокий взгляд карих глаз властно притягивает и, в то же время, ускользает от диалога со зрителем. Железный ошейник с цепью, как бессмысленно-жестокая попытка унизить и сломить дух героя, в картине тактично завуалирована. Художник изобразил своего героя в стремительном, но внезапно потерявшем смысл движении. Одной ногой Миранда касается каменного пола, кажется, сейчас он, вскочив с тюремной постели, начнет действовать, и вдруг замирает на полпути… Опершись головой на руку, он застыл, застигнутый особенно мрачными думами и предчувствиями, которые, как говорится, «его не обманули».Франсиско де Миранда скончался в подземном каземате крепости «Ла-Каррака» близ Кадиса в возрасте 66 лет, покинутый состоятельными друзьями, преданный – по трагическому стечению обстоятельств, своими единомышленниками-последователями, и даже похоронен был в общей могиле. Произведение, созданное выпускником французской академии Жюлиана, соответствует всем законам академического искусства. Им выписана каждая черточка лица, каждая деталь обстановки, что сообщает картине достоверность исторического факта, правда, моделью для художника стал его товарищ - писатель Эдуардо Бланко (1838-1912). Знаменитый американец прожил чрезвычайно яркую жизнь. Она была до предела насыщенна путешествиями и приключениями, любовью и трагедиями, общением с выдающимися людьми и различными культурами. Её, такую славную и щедрую к нему, он возложил на алтарь Отечества… Миранда родился 28 марта 1750 г. в Каракасе — столице Венесуэлы, испанской колонии на карибском побережье Южной Америки, в семье состоятельного коммерсанта. Окончив школу и университет в родном городе, молодой человек выехал в Испанию, где поступил на военную службу. Никто и предположить не мог тогда, что он покидает Родину на 20 долгих лет. Миранда принял участие в войне за независимость мятежных британских колоний в Северной Америке. Впоследствии отважный креол стал генералом Великой французской революции, его имя – единственного американца - высечено на стене Триумфальной арки в Париже. Он участвовал в провозглашении Первой Венесуэльской республики (1811— 1812), а в критический момент возглавил вооруженное сопротивление, окончившееся для Миранды тюрьмой и смертью. Франсиско де Миранда подолгу жил в Англии и Франции, в США и на Антильских островах, объехал почти всю континентальную Европу, включая Пруссию и другие германские государства, Италию, Грецию, Турцию, Швецию, Голландию, Швейцарию и т.д. Годичное пребывание Миранды в России в1786-87 годах подробно отражено в его дорожных записках. Его персона была удостоена многочисленных встреч и бесед с императрицей Екатериной II, которая отнеслась к нему чрезвычайно благосклонно. Разумеется, с ней о своих свободолюбивых взглядах он предпочитал умалчивать. Дороги генерал-губернатора Малороссии, фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского и вольнодумца из Латинской Америки не единожды пересекались, что и послужило поводом для преподнесения гомельчанам именно такого замечательного подарка. Дневники Франсиско де Миранды, изданные в наше время, по праву можно считать бестселлерами. Написанные умной, одаренной и харизматичной личностью, обо всем, увиденном в пути, они повествуют легким, доступным восприятию каждого человека языком…
Вообще же, «дырявить» человеческую фигуру начали с особым пристрастием в самом начале XX века, в том числе французские художники из России – Александр Архипенко и Осип Цадкин. Их произведения украшают города и музеи, навсегда прописавшись на страницах истории искусства. Теперь можно найти объяснение этим художественным решениям – мир в ту пору уже трещал по швам. Это не просто сам по себе модернизм, а бессознательное предчувствие разверзающейся пропасти нашло выражение в искусстве. Не зря, зияющий огромной дырой в том месте, где у человека располагается «внутренний мир», один известный памятник Цадкина носит название «Разрушенный город». А чем является человеческое тело, из которого вынули сердце? Великого композитора и музыканта Фредерика Шопена похоронили во Франции, а его сердце было отправлено в Польшу. Странный поступок - жест, объясняющийся огромной любовью к Родине и другими «тонкими материями», возобладавшими над «критикой разума», воспринимается одинаково всеми людьми на свете, понятен и без слов.
Отверстия в теле – «дырки в организме» – знак отсутствия или утраты души. Впечатление нас не обманывает, и не важно, что художник в момент создания своего детища не вкладывал этот смысл. Оттого, наверно, и не радует лицезрение полостей там, где обязано биться горячее человеческое сердце. Памятник дружескому диалогу, созданный в XXI веке белорусом Константином Селихановым, совпал в некоторых своих особенностях с памятником латиноамериканским. При том, что бюст Франсиско де Миранды из дворца Румянцевых и Паскевичей вряд ли был известен минскому скульптору. Параллели, пронизывающие мир искусства, позволили по-новому увидеть и осознать уникальный музейный объект и современный артефакт городской среды – оригинальную банковскую рекламу. Елена Калугина, научный сотрудник художественного отдела Опубликовано в газете «Культура» от 18.11.2017 Вернуться назад |