Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Человек с дыркой

Человек с дыркой


9 января 2018

Человек с дыркой«Человек с дыркой вместо организма» - эта фраза залетела с просторов интернета. Залетела и осталась в виде заголовка очерка сразу о двух гомельских раритетах.  Один из них находится в залах музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, а второй недавно «нарисовался» на улицах нашего города.

В 2009 году по указу Президента Венесуэлы Уго Чавеса Фриаса музею был подарен бронзовый бюст национального героя Венесуэлы Франсиско де Миранды (1750-1816). Его выполнил почти в натуральную величину художник Хулио Сесар Брученьо Андраде. Франсиско де Миранда по происхождению креол, был известен необычайной мужественностью, окружен таинственным ореолом конспиратора и заговорщика, обладал эрудицией философа и изысканными манерами аристократа. Опираясь на правую руку, согнутую в локте, немолодой - судя по жестким складкам, пересекающим лицо, человек погружен в раздумья. Внимание особенно задерживают крупная, вполне реалистическая родинка на железной щеке Миранды и взгляд широко расставленных глаз, устремленный в пространство. А дальше, кроме руки в свисающей манжете, поддерживающей голову, да банта на шее никаких деталей нет, - «дырка вместо организма» – как было смело подмечено одним из гостей гомельского музея.

Человек с дыркойПримечательно, что Брученьо «перевел» в металл находящуюся в музее Венесуэлы картину Артуро Мичелена (1863-1898), на которой «Предтеча независимости Латинской Америки» изображен в самый тяжелый момент жизни.

Перед нами приятной наружности зрелый человек. У него все еще густые, но уже белые волосы, собранные в хвост, белеют платок на шее и манжеты рукавов рубашки, короткая темная курточка мундира без позументов, светлые бриджи едва прикрывают колени, длинные серые гольфы и изящные башмаки с пряжками довершают внешний образ. Выражение тонкого, одухотворенного лица собранно-спокойно, выражает человеческое достоинство и уверенность в себе, глубокий взгляд карих глаз властно притягивает и, в то же время, ускользает от диалога со зрителем. Железный ошейник с цепью, как бессмысленно-жестокая попытка унизить и сломить дух героя, в картине тактично завуалирована.

Художник изобразил своего героя в стремительном, но внезапно потерявшем смысл движении. Одной ногой Миранда касается каменного пола, кажется, сейчас он, вскочив с тюремной постели, начнет действовать, и вдруг замирает на полпути… Опершись головой на руку, он застыл, застигнутый особенно мрачными думами и предчувствиями, которые, как говорится, «его не обманули».Франсиско де Миранда скончался в подземном каземате крепости «Ла-Каррака» близ Кадиса в возрасте 66 лет, покинутый состоятельными друзьями, преданный – по трагическому стечению обстоятельств, своими единомышленниками-последователями, и даже похоронен был в общей могиле. Произведение, созданное выпускником французской академии Жюлиана, соответствует всем законам академического искусства. Им выписана каждая черточка лица, каждая деталь обстановки, что сообщает картине достоверность исторического факта, правда, моделью для художника стал его товарищ - писатель Эдуардо Бланко (1838-1912).

Знаменитый американец прожил чрезвычайно яркую жизнь. Она была до предела насыщенна путешествиями и приключениями, любовью и трагедиями, общением с выдающимися людьми и различными культурами. Её, такую славную и щедрую к нему, он возложил на алтарь Отечества…

Миранда родился 28 марта 1750 г. в Каракасе — столице Венесуэлы, испанской колонии на карибском побережье Южной Америки, в семье состоятельного коммерсанта. Окончив школу и университет в родном городе, молодой человек выехал в Испанию, где поступил на военную службу. Никто и предположить не мог тогда, что он покидает Родину на 20 долгих лет. Миранда принял участие в войне за независимость мятежных британских колоний в Северной Америке. Впоследствии отважный креол стал генералом Великой французской революции, его имя – единственного американца - высечено на стене Триумфальной арки в Париже. Он участвовал в провозглашении Первой Венесуэльской республики (1811— 1812), а в критический момент возглавил вооруженное сопротивление, окончившееся для Миранды тюрьмой и смертью.

Франсиско де Миранда подолгу жил в Англии и Франции, в США и на Антильских островах, объехал почти всю континентальную Европу, включая Пруссию и другие германские государства, Италию, Грецию, Турцию, Швецию, Голландию, Швейцарию и т.д. Годичное пребывание Миранды в России в1786-87 годах подробно отражено в его дорожных записках. Его персона была удостоена многочисленных встреч и бесед с императрицей Екатериной II, которая отнеслась к нему чрезвычайно благосклонно. Разумеется, с ней о своих свободолюбивых взглядах он предпочитал умалчивать. Дороги генерал-губернатора Малороссии, фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского и вольнодумца из Латинской Америки не единожды пересекались, что и послужило поводом для преподнесения гомельчанам именно такого замечательного подарка. Дневники Франсиско де Миранды, изданные в наше время, по праву можно считать бестселлерами. Написанные умной, одаренной и харизматичной личностью, обо всем, увиденном в пути, они повествуют легким, доступным восприятию каждого человека языком…

Человек с дыркойНеобычная скульптура, аналог гомельского раритета, впервые появился в Минске в 2013 году возле одного из зданий ОАО «Банк БелВЭБ». Слегка возвышаясь над тротуаром, на каменной плите разместилось непривычное глазу создание из бронзы – некий символ, состоящий из двух верхних половин людей. Симметричные друг другу, состоящие из плечевого пояса и рук, фигуры со спичечными головками плавно «перетекают» друг в друга через соприкосновение правых рук и с трудом удерживают равновесие, упираясь локтями в пол. Это произведение известного художника в третьем поколении Константина Селиханова высотой около 2,5 метров и весом 1,5 тонны должно продемонстрировать дружелюбие и взаимное расположение между банком и его клиентом. Символ «дружеского рукопожатия» - со слов Селиханова. Ей предписано стать легко узнаваемым знаком-брендом конкретного банка, с чем она, без сомнения, легко справляется.

Вообще же, «дырявить» человеческую фигуру начали с особым пристрастием в самом начале XX века, в том числе французские художники из России – Александр Архипенко и Осип Цадкин. Их произведения украшают города и музеи, навсегда прописавшись на страницах истории искусства. Теперь можно найти объяснение этим художественным решениям – мир в ту пору уже трещал по швам. Это не просто сам по себе модернизм, а бессознательное предчувствие разверзающейся пропасти нашло выражение в искусстве. Не зря, зияющий огромной дырой в том месте, где у человека располагается «внутренний мир», один известный памятник Цадкина носит название «Разрушенный город».

А чем является человеческое тело, из которого вынули сердце? Великого композитора и музыканта Фредерика Шопена похоронили во Франции, а его сердце было отправлено в Польшу. Странный поступок - жест, объясняющийся огромной любовью к Родине и другими «тонкими материями», возобладавшими над «критикой разума», воспринимается одинаково всеми людьми на свете, понятен и без слов.

Человек с дыркойВ 2016 году гомельский скульптор Юрий Медведев создал свое оригинальное произведение в память о чернобыльской трагедии – три плоских человеческих силуэта из серебристого металла со сквозными отверстиями в виде трилистников стоят анфас на каменной подставке-лужайке перед зрителем. Символическая семья из отца, матери и ребенка художественным языком ощутимо передает жесткий смысл не до конца изученных последствий радиоактивного облучения. Более того, даже цветы рядом с ними в виде радиоактивных значков. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы правильно «прочитать» посыл художника, ощутить острую боль от бессилия перед произошедшей бедой… Эта работа – очень удачный пример скульптуры-знака, говорящего гораздо больше, чем изображено.

Отверстия в теле – «дырки в организме» – знак отсутствия или утраты души. Впечатление нас не обманывает, и не важно, что художник в момент создания своего детища не вкладывал этот смысл. Оттого, наверно, и не радует лицезрение полостей там, где обязано биться горячее человеческое сердце.

Памятник дружескому диалогу, созданный в XXI веке белорусом Константином Селихановым, совпал в некоторых своих особенностях с памятником латиноамериканским. При том, что бюст Франсиско де Миранды из дворца Румянцевых и Паскевичей вряд ли был известен минскому скульптору.

Параллели, пронизывающие мир искусства, позволили по-новому увидеть и осознать уникальный музейный объект и современный артефакт городской среды – оригинальную банковскую рекламу.

Елена Калугина, научный сотрудник художественного отдела

Опубликовано в газете «Культура» от 18.11.2017


Вернуться назад