Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Радость бытия

Радость бытия


31 июля 2017

Радость бытияБезрадостные люди, сонм печальный…

Данте Алигьери «Божественная комедия»

Время пришло. Безжалостно вычеркнуло из списка живых живую душу художника Владимира Кожуха и оставило нас, пошатнувшихся в горестном недоумении от внезапности и непоправимости происшедшего, переживать эту потерю.

Учит, учит нас жизнь беречь время, ценить человеческую одаренность, радоваться самой жизни – никак не научит!

До недавнего времени в любой день можно было застать Владимира Кожуха в его мастерской на улице Сурганова. Он трудился у мольберта так нещадно и вдохновенно, как дано немногим счастливым избранникам быть настоящими художниками, мастерами, поэтами и музыкантами, творцами новых гармоний. И пусть судьба Кожуха распорядилась с ним жестко и в одночасье, верится, что ушел он насыщенный благодатью, искусством и культурой в широком смысле, выполнив свое предназначение! Это именно о нем можно сказать: «Се человек!» и не прогадать, не умалить значения этой личности ни в жизни, ни в искусстве. Причислить к «сонму печальному» безрадостных людей Кожуха невозможно – достаточно познакомиться с его творчеством.

Начиналось все довольно необычно: мальчик Володя стал посещать одновременно все три изостудии, открывшиеся в родном городе Дрогичин Брестской области в начале 60-х годов! А еще при этом успевал заниматься волейболом и радиотехникой. Сам художник, вспоминая детство, говорил, что был очень впечатлен процессом вышивания. Его мать набрасывала придуманные ею мотивы на ткань и затем кропотливо вышивала «картины». Это постепенное проявление чуда – творение вещи, которой еще недавно не было и в помине, неспешный, каждодневный труд, оставили неизгладимый след в душе мальчугана. И вот спустя определенное время перед очередным белым холстом стоит с палитрой наперевес подтянутый стройный голубоглазый бородатый человек. Стоит тихо, но не робко, всецело погружен в невидимый процесс предрождения картины. Вот он уже с завидной ловкостью орудует кистью.

Иногда «вещь» получалась сразу. Иной раз приходилось неоднократно брать приступом сопротивляющийся замыслу холст… А ведь при взгляде на свежие, пружинистые, компактные композиции Владимира Кожуха кажется, будто они написаны несколькими взмахами крыла и в один присест. Таковы артистизм художника, меткость и сила попадания в образ.

Именно ему, на мой взгляд, было дано подхватить «волшебную палочку», выпавшую в свое время из рук народного художника СССР Евсея Моисеенко. Это можно понять из сравнения почерков этих двух великих импровизаторов. Та же легкость, упругость мазка; многослойность, полетность, певучесть художественного высказывания. Труд художника должен быть честным, - считал и один и другой, - максимально профессиональным, человеколюбивым, благородным. Обоих можно сравнить с Моцартом в живописи!

Владимир Кожух родился в простой семье в городе Дрогичин Брестской области 7 марта 1953 года. Как на маленького Мишу – будущего известного художника Савицкого, повлиял пример матери – она без лекал раскраивала ткань и шила для сельчан, как заправский модельер, так и Володя впитал всем существом подход своей мамы к занятию вышивкой. Окончательно пробудил у Владимира страсть к творчеству школьный преподаватель рисования Н.А. Бородинчик. Затем молодой человек становится студентом Минского художественного училище имени А.К. Глебова, занимается у преподавателей Ю. Выходцева и С. Малишевского. После окончания поступает в престижный Белорусский государственный театрально-художественный институт (сейчас Белорусская государственная академия искусств), где учится у таких известных мастеров как П. Крохалев, М. Данциг, Б. Аракчеев. Но особенно Владимиру запомнились советы педагога Хаима Моисеевича Лившица, к которому он попал на первом курсе института. По окончанию учебы в элитном белорусском заведении проходит стажировку в творческих мастерских Академии художеств СССР у народного художника СССР Михаила Савицкого, с которым у него однажды произошел курьезный случай. Бывший учитель перестал разговаривать с Владимиром Владимировичем на целых пять лет, после того, как Кожух по просьбе Савицкого показал свою картину, которую нес в тот момент на выставку. Теперь уже не узнать, каким произведением удалось так поразить мэтра Кожуху. Потом, конечно, страсти улеглись, - Михаил Савицкий всегда отличался крутым нравом. В дальнейшем им были признаны заслуги бывшего ученика.

Говорят, «на вкус и на цвет товарищей нет». Так уж  и нет? Тогда по каким признакам происходит отбор в лучшие художественные музеи мира, в выдающиеся собрания коллекционеров и так далее? Отчего одни произведения считаются высокохудожественными, непревзойденными, уникальными, а другие – например, заполняют рынки? Речь идет о классическом подходе в искусстве. Когда художник безупречно владеет мастерством, при этом обладает большим талантом и большим чувством ответственности.  Результатом такого труда становятся красота, гармония, сила выражения и убеждения, человечность, мудрость, духовность, причем в разных сферах искусства. Эти свойства вполне осязаемы. Камертоном становятся специалисты в той или иной области. Так происходит претворение субъективного восприятия в объективную реальность. Ничего странного. Бывает, что ошибочно взлетает не на ту ступень какой-нибудь «баловень судьбы». Однако время всегда расставляет всё по своим местам. В случае с художником Кожухом сейчас наоборот, происходит недооценка его творчества, возможно связанная с невероятной скромностью этого человека. Сальвадор Дали не стеснялся классифицировать и сравнивать свои и чужие достижения. Вот и следует  оценить вклад Владимира Кожуха в культуру. Рисующих людей масса, а конкретных  достижений никогда не бывает много.

Кожух – модернист. Он безупречно владеет пятном и линией. То, что художники-«передвижники», до сих пор особенно милые сердцу нашего народа, описывали бы долго и подробно, у Кожуха предельно сжато. И поэтому очень ёмко и глубоко. И поэтому требует нашего сопереживания, диалога с картиной.

Например, «Кормилица». На ней изображены старушка и корова. Поздняя осень, день клонится к вечеру, хозяйка задержалась в хлеву со своей любимицей - может быть, единственной живой душой вокруг. Художник без видимых усилий немногословно выражает свою мысль. Но каким многозначительным является созданный образ!

Узнаваемый женский типаж Кожуха всегда переполнен сердечностью и добротой, особенно люди, прошедшие большой жизненный путь. Такова и эта пожилая согбенная женщина, которая здесь является только одним из героев. Не менее важна для нас и белая с темными подпалинами корова, изображенная художником в очень сложном ракурсе.  Сказывается свободное владение пластической анатомией и кистью. Каким-то шестым чувством ощущается теплота и жесткость коровьей шерстки, крепкая связь животного и человека. Сухая рыжая листва и первый неприветливо-холодный снег довершают образ.

Картина «Карась»: два брата в холщовой одежде, находясь в воде, вытаскивают плетеной корзиной рыбу огромных размеров. Мелкие особи плещутся и бьют хвостами в карманах героев. Один, работая, спокойно глядит на зрителя. Другой – помоложе, с подвижным золотым вихром - с живым интересом заглядывает нам в глаза. Что он хочет там узреть, о чем хочет поведать?  Уж не библейские ли Симон и Андрей перед нами? Как знать. Автор говорит с нами языком художественным, трудно переводимым в слова. А другого подхода настоящее искусство не терпит.

Типичный женский образ Кожуха просветленно, с легкой полуулыбкой смотрит на нас с картины «Радость бытия». Слегка согнувшись, словно зрелый колос в поле, женщина - сельская труженица - приглашает нас разделить пришедшее к ней в процессе жизни понимание: простоту и доступность базовых жизненных ценностей. Простые - потому что исконные, непреходящие, в то же время неприхотливые, основа основ бытия.  Перед ней эмалированное ведро c водой, кувшин, кусок хозяйственного мыла, в руках рушник. Всё!

Можно только догадываться, какой была бы изображена Великая Отечественная война, её трагедия, если бы Владимир Кожух не разминулся с ней во времени. По счастью, ему достались мирные годы, в отличие от таких величин в мире искусства как Моисеенко или Савицкий. Пофантазировав, можно представить Кожуха скорее рядом с картиной «День победы» Евсея Евсеевича Моисеенко, чем с циклом «Цифры на сердце» Михаила Андреевича Савицкого.

Отсутствие «большой» темы в творчестве Кожуха никоим образом не снижает высокую художественную планку, достигнутую этим художником. Его личность - изначально добрая, жизнерадостная, мужественная, нашла воплощение в небольших по формату картинах о любви: светлых, мудрых, уникальных… Есть явление – есть разговор! Сокровищница культуры – особенно белорусской – определенно имеет шанс пополниться.

Научный сотрудник художественного отдела

Гомельского дворцово-паркового ансамбля Е. Калугина

Опубликовано в газете «Культура» от 22 июля 2017 года с некоторыми изменениями

Радость бытия   Радость бытия

 


Вернуться назад