Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Новости > АНЖЕЛИКА ШАБАЛТАС И ЕЁ ОСТРОВ БЕЛЫХ ПТИЦ

АНЖЕЛИКА ШАБАЛТАС И ЕЁ ОСТРОВ БЕЛЫХ ПТИЦ


4 июля 2016

АНЖЕЛИКА ШАБАЛТАС И ЕЁ ОСТРОВ БЕЛЫХ ПТИЦНесколько лет назад в стенах дворца Румянцевых и Паскевичей успешно прошла персональная выставка Анжелики Шабалтас под названием «Остров белых птиц». Были представлены работы с изображением моря, песчаных замков, играющих детей, графинь с архитектурными прическами… и, конечно, изысканные натюрморты с фруктами «а-ля Шабалтас». Точно так же можно было бы сказать птицы а-ля Шабалтас, принцессы а-ля Шабалтас и так далее. Потому что такие эксклюзивные работы выдает только один мастер на свете - Анжелика Николаевна Шабалтас. Неслучайно легко совпали две чудные вещи: творчество Анжелики и песня группы «Квартал», которая аккумулировала разножанровые произведения живописи и личность автора под крылом музыки и поэзии.

Так легко, как перышко/ Я лягу на ладонь,/ Так далеко лететь на донышко/ Твоей души, на остров белых птиц…

Живет в городе Гомеле среди нас, всегда чем-то озабоченных и суетливых,  художник, а, точнее, художница Анжелика Шабалтас. Находясь в самом расцвете личности и таланта, создает наша современница произведения живописи такого уровня, что только по недосмотру Фортуны, они пока не находятся в лучших музейных собраниях нашей страны.

Что же такого особенного в творчестве Анжелики?

Как большинство художников, она отдает предпочтение масляной живописи. На её картинах мы не найдем примет социалистического реализма, заурядных городских пейзажей или портретов героев-современников. Темой, сквозящей во всем творчестве нашей героини, является внутренняя и внешняя красота, гармония, духовность. Как играющее на морском берегу обнаженное дитя передает духовность – неизвестно, но что перед такой работой почему-то испытываешь духовный подъем – подтверждается на практике.

Особой художественной ценностью является стиль Анжелики Шабалтас, говорящий об уникальности  художницы. Согласитесь, что не каждого человека с карандашом назовешь емким словом «художник», если у него отсутствуют собственное мировоззрение и определенный язык самовыражения.

«Три в одном» – пережитое, передуманное и перечувствованное изливается на холсты кружевами филигранных мазков, напоминающими своей законченностью и красотой ювелирное изделие. Рассматривая полотна художницы, невозможно не попасть под очарование искусства Анжелики. Музыкальность, ритмичность, особая цветовая гамма, утонченность всех её произведений покоряют каждого соприкоснувшегося с ними человека.

Образ детства, юности, связанный с дочерью художницы, чистый, хрупкий, нежный – часто появляется на полотнах Анжелики, волнует и не отпускает от себя ни автора, ни зрителя. Нам кажется почти невероятным, что художник может «по наитию» так передавать пластику тела, не используя в качестве подспорья фотоаппарат или другую технику. Более того, подобно древним японцам, Анжелика Николаевна придает чрезвычайное значение тому, как легла первая линия, как, будто бы сама собой, складывается картина. Поэтому все, что мы видим впоследствии на холсте, кажется «произросло естественным путем», в то же время являясь абсолютно необходимым компонентом произведения.

Серии натюрмортов, где россыпи яблок и груш соревнуются с солнечными зайчиками по яркости и пластике, картин с изящными дамами, принцессами и шутами, произведений «а-ля Ренуар», посвященных гению великого французского художника, и, конечно, девочки большие и маленькие – заполнили дом-мастерскую Анжелики Шабалтас в центре города. Крошечный островок подвижничества, без которого художнику никуда, хранит все эти сокровища в пределах доступности – руку протяни! Только живется на острове не очень просто.

На самом деле, картин в арсенале художницы не так уж много. Ведь они произрастают как живое в природе – очень постепенно, являются  «разовыми», неповторимыми. А зачем делать копии самого себя по советам некоторых доброжелателей, чтобы упростить задачу производства и торговли? Зачем заполнять мир псевдо-культурным потоком откровений? Сегодня одно влечет художника, а завтра угол зрения изменится. Автор не может и не хочет переступать через себя. Честь и хвала ему за это. Зритель ждет, или хотя бы надеется на правду из рук Художника. Эта правда… дорого обходится в материальном и физическом плане хрупкой, но чрезвычайно стойкой женщине.

Анжелика Шабалтас родилась в Гомеле 7 ноября 1962 года, здесь вырастила дочь Анастасию, тоже одаренную художницу, здесь делится мастерством с ребятами в «Молодежном центре творчества». Является членом Белорусского союза художников, участником областных и республиканских выставок. Несмотря на то, что профессии Анжелика Николаевна обучалась в Ивановском художественном училище, по-настоящему своими учителями она считает музеи. Во время учебы все свободное время проводила в музеях Москвы, Ленинграда, Иваново. Именно это обстоятельство позволило сформироваться ей, как художнику,  достаточно рано, а врожденный талант и трудолюбие завершили начатое. Анжелика живет среди нас, ходит по тем же улицам, питается тем же хлебом, смотрит на закаты и восходы из окна стандартной гомельской квартиры. А сколько необходимых человеку ярких ощущений может подарить ее искусство!

Чтобы быть художником – им надо родиться. И сколь ни массово выпускаются обученные в многочисленных заведениях профессионалы, настоящий художник во все времена большая редкость и ценность. Беречь надо белых птиц!

Младший научный сотрудник художественного отдела Елена Калугина

 

АНЖЕЛИКА ШАБАЛТАС И ЕЁ ОСТРОВ БЕЛЫХ ПТИЦ   АНЖЕЛИКА ШАБАЛТАС И ЕЁ ОСТРОВ БЕЛЫХ ПТИЦ   АНЖЕЛИКА ШАБАЛТАС И ЕЁ ОСТРОВ БЕЛЫХ ПТИЦ   АНЖЕЛИКА ШАБАЛТАС И ЕЁ ОСТРОВ БЕЛЫХ ПТИЦ


 


Вернуться назад