Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Дух старинного дворянского гнезда

Дух старинного дворянского гнезда


30 апреля 2009

"Гомельская правда", 30 апреля 2009 года

Дух старинного дворянского гнездаПеред нами изображение вечернего архитектурного пейзажа. Последними лучами уходящего солнца высвечен старинный усадебный дом с мезонином. Что-то навевает на ассоциации с театральной декорацией. По переднему плану вытянут низкий заборчик, захлестываемый густой растительностью, - авансцена, высокие пирамидальные деревья с обеих сторон - кулисы. Они явно наделены символическим звучанием таинственности, так как в переносном смысле «за кулисами» означает «скрытно, тайно». Очертания сада переданы прихотливой линией стиля модерн. Вся работа наполнена тонким поэтическим чувством. , как будто слышатся строки Бальмонта: «Дворянских гнезд заветные аллеи, забытый сад, полузаросший пруд.... Затмилась ночь, чуть слышен листьев ропот... и слышен чей-то...шепот, кому-то в этот миг чего-то жаль».

Усадебный особняк дворянской семьи Крушевских в Гомеле изображен на почтовой открытке, напечатанной в товариществе Р. Голике и А. Вильборг в Санкт-Петербурге. На ней подпись: «Гомель. Дом гр. А. Румянцева (ныне г-на Лисовского)». Этот дом перешел в руки семьи Лисовских в результате брака Антонины Крушевской с Александром Лисовским в 1914 году. Здание знакомо гомельчанам как Охотничий домик, находящийся по улице Пушкина. Автор пейзажа - Георгий Крескентьевич Лукомский, которому в нынешнем марте исполнилось бы 125 лет.

Дух старинного дворянского гнездаЛукомский был сыном обедневшего дворянина Подольской губернии, происходившего, по семейным преданиям, из рода Гедиминовичей. Георгий получил основательное художественное образование: от рисовальных классов до Петербургской Академии художеств. Будучи членом кружка любителей прекрасного в Казани, одним из первых занимался описанием и обмерами местных памятников архитектуры. За дипломный проект, защищенный в академии в 1915 году, получил звание архитектора-художника. В феврале 1917-го Лукомский вошел во Всероссийскую коллегию по делам музеев, ратовал за реставрацию и изучение дворцов и парков. В Киеве он возглавил архитектурный отдел при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины. Здесь же организовал художественный музей из частной коллекции Б. и В. Ханенко (ныне Музей восточного и западного искусства). В 1919 году уехал за границу, где плодотворно работал, умер во Франции в 1952 году.

Прекрасный график, акварелист, Лукомский был тонким и знающим мастером архитектурного пейзажа. Изучая старую и современную архитектуру, он делал множество зарисовок, которыми часто сопровождал свои статьи по архитектуре, живописи и прикладному искусству в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон».

В 1913 году Георгий Лукомский писал: «Много усадеб разбросано по всему пространству нашего обширного отече­ства. Иные погибают, полузабытые. В иных еще теплится жизнь. Но есть и такие дворцы, в которых живет весь дух былого помещичьего быта. В Гомеле, Могилевской губ., находит­ся одна из таких наиболее интересных усадеб России». Этот «дух былого помещичьего быта» проникает из каждой строчки его статьи «Гомельская усадьба княгини Паскевич-Эриванской», напечатанной в журнале «Столица и усадьбы».

 «Гуляя по пустынным, блестящим и отдающим звонким эхом малейший шорох, залам дворца», Г. Лукомский, проводит читателя по апартаментам этого роскошного усадебного дома, профессионально отмечая художественные достоинства каждого из них. Материал сопровождается фотографиями интерьеров.
Дух старинного дворянского гнезда«С импозантного подъезда, приподня­того на высокий пандус, - пишет автор, - вы выходите в вестибюль, рядом с которым великолеп­ный зал с центральным куполом...». Он отмечает, что зал несколько «холодноват по обработке», и все его убранство состоит из огромных бронзовых люстр и ваз в нишах. На фото зала еще просматриваются банкетки, упомянутые в описях дворца конца XIX и начала XX века как «скамейки длинные, выкрашенные белой краской с позолотой, с мягкими сидениями, покрытыми малиновой материей».

Налево от колонного зала находилась столовая, сте­ны которой, как отмечает Г. Лукомский, украшал саксонский фар­фор и серебро. В ней над дверными и оконными проемами и над зеркалами при Федоре Ивановиче Паскевиче  были выполнены лепные рельефы в виде пары белых орлов, обращенных к гербовому щиту с монограммой князей Паскевичей под короной. В столовой находились парадные портреты Ивана Федоровича и Елизаветы Алексеевны Паскевичей работы художника Н. Г. Шильдера, в настоящее время размещенные в экспозиции дворцовой башни. Перед ними на большом ковре стоял прямоугольный стол, накрытый скатертью с крупным геометрическим узором, которая почти полностью закрывала едва просматривающиеся массивные «ренессансные» ножки, вокруг - четыре стула, сверху - тяжелая многорожковая люстра. Мебель в столовой, по свидетельству Г. Лукомского, была «обита кожей, тиснения XVIII века (chinoiserie), изображающей попугаев и хризантемы. Здесь же два огром­ных канделябра с подставками в виде урн и много фарфора - все подарки императора Николая I».

Дух старинного дворянского гнездаВо дворце было богатей­шее собрание декоративных фарфоровых ваз, подаренных фельдмаршалу И. Ф. Паскевичу русским императо­ром Николаем I и королем прусским Фридрихом-Вильгельмом IV. Из-за своего большого размера они формовались несколькими частями и монтировалась на месте установки. Русские вазы, по свидетельству Г. Лукомского и архивным материалам, - изделия Императорского фарфо­рового завода, подобные хранились лишь в Зимнем дворце. К сожалению, ни один из этих «уников» не сохранился в Гомеле до нашего времени. Всего по разным источникам нам удалось насчитать в Гомельском дворце Паскевичей более десяти фарфоровых «ваз-гигантов». Они размещались в нишах и простенках колонного зала, в белой гостиной, столовой и большом кабинете в башне. По сведениям Г. Лукомского, на большей части гомельских ваз были картины с сюжетами из военных действий фельдмаршала.

Зрительно составить некоторое представление о внешнем виде одной из них можно по фотографии из статьи Лукомского. В белой гостиной, примыкавшей к колонному залу, на постаменте стоит ваза в форме античной гидрии. Кроме того, в зале на высоких подиумах изображены: у одной стены - ваза меньшего размера, у другой - два канделябра, имитирующих букеты цветов в вазах. Яшмовые вазы под ними не уцелели, а бронзовые канделябры ныне хранятся в фондах Гомельского музея. Искусствовед указывает, что в белой гостиной «интерес­ны четыре красных канделябра и два белых - подарок Николая Павловича». Пара напольных «петербургских хрустальных с бронзою больших белого цвета» канделябра четко просматриваются в углах помещения. На одном из двух, симметрично расположенных, белых резных каминах узнаваемы сохранившиеся в нынешнем собрании музея бронзовые часы с фигурами Венеры и Галатеи и канделябры с сатирами. По обе стороны от часов - лампы с шарообразным абажуром. На другом камине выставлена мраморная скульптура Моисея. Мебельный набор в этом зале состоял из круглого стола, стульев и козетки.

Дух старинного дворянского гнездаИначе выглядела обстановка красной гостиной. На фотоснимке можно рассмотреть стоящий в центре этой комнаты на тонких, зауженных книзу ножках круглый стол. С одной стороны стоит кресло в стиле рококо, с другой - диван с мягким сидением и высокими боковыми спинками, гладко фанерованными шпоном явно дорогого дерева. На диване цветастое, возможно, бархатное, покрывало и диванная подушка. Мебельная горка на заднем плане уставлена фарфоровыми статуэтками, рядом шкаф и комод, много картин,  портреты в рамках, бронзовая скульптура императрицы Александры Федоровны на коне, которая находится сейчас в музее.

Не только помещения дворца уютно обустраивались владельцами. Лукомский упоминает о «старинных железных диванчиках» и шарообразных лаврах в кадушках у парадного подъезда, перед которым открывался зеленый газон «круглой обширной площадки». Аллеи этого «чудного» парка украшала скульптура, в том числе конный бронзовый памятник Юзефу Понятовскому, мраморные бюсты. По предположению Лукомского, они когда-то составляли «одно целое со статуями, украшающими ныне Летний сад в Петербурге».

Георгий Лукомский запечатлел в начале XX века два, пожалуй, самых любимых современными гомельчанами исторических уголка нашего города: пышную резиденцию царских придворных и небольшую усадьбу дворян средней руки. Он передал нам свой восторг красотой и грусть по уходящему усадебному веку. Оба этих памятника, дожив до настоящего времени, получили новое воплощение - музейное. Их экспозиции воссоздают дух старины, такой притягательной в наше стремительное и бурное время.

Литвинова Татьяна Фёдоровна
(Заведующая художественным отделом)


Вернуться назад