Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Летопись музея > Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)

Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)


15 февраля 2016
Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)После ухода в отставку князь Федор Иванович Паскевич с особой энергией погрузился в собирательскую деятельность. Как пишет в своих мемуарах граф С.Д. Шереметев, который хорошо знал супругов Ф.И. и И.И. Паскевичей, оставив двор, «князь ушел в себя и живет жизнью мудреца и мыслителя, находя утешение в художествах».
Результатом этого «утешения» и был готовившийся в течение 12 лет к изданию каталог предметов искусства, экземпляр которого теперь имеется в нашем распоряжении. Он включает 2249 наименований, разделенных по материалам и видам искусств на 17 глав.
Самый большой раздел составляет группа «Гончарное производство» (1293 изделия), разбитая на глину, фарфор и фаянс, которые, в свою очередь, систематизированы по государствам-производителям. Только Мейсенской фабрики здесь насчитывается 332 предмета, китайского и японского фарфора – 231 предмет, Севрской королевской мануфактуры и французского производства XVIII – начала XIX века – 35.
Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)В издании приведено 60 картин, в том числе произведения художников Ремрандта, Баччарелли, Грёза, Верне, Айвазовского, Крюгера, Зиччи, Суходольского. В него включены и отдельные образцы бронзы («Портретные изображения», «Модели памятников», «Смешанные предметы»), резьбы по дереву и по кости, мебель с каминами. Самостоятельно выделены табакерки и коробки (шкатулки). Эти 80 драгоценных вещиц, изготовленных из золота, серебра, черепахи и тонко декорированных, по праву относятся к произведениям ювелирного искусства. При этом в каталоге имеются главы «Золотых и серебряных дел мастерство», «Часовых дел мастерство», раздел «Резные камни» в «Каменном деле» и другие. Отдельным блоком скомпонованы трубки, веера, миниатюры, стекло и эмаль.
Обращает на себя внимание, что в главе «Ткани», открывающей каталог, приведены и 4 наименования рукотворных изделий самой княгини Ирины Ивановны Паскевич. При этом означено, что вышитое ею цветным шелком декоративное панно, «представляющее лестницу с вазой, увешанной цветами, на нижней части два фазана», удостоилось почетной медали Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве в 1882 году. А для ее панно на тему Австралии, состоящего из 15-ти элементов, картоны (рисунки) были сделаны художниками-профессионалами Д.В. Григоровичем, Н.Е. Маковским, К.Н. Филипповым. В описях Гомельского дворца также встречаются вышитые Ириной Ивановной каминный экран, ширма, скатерти.
Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)Благодаря детальному описанию художественных тканей в каталоге перед нашими глазами еще возникают выполненные в технике узорного ткачества, шитые золотом, серебром и бисером занавеси, ковры и покрывала старой китайской работы, кашемировая индийская шаль, голландский, французские, немецкие гобелены и прочее. Шпалера «Борьба хищных зверей на водопое» в 1918 году поступила в Эрмитаж. Сотрудники этого музея относят ее к произведению 1757 года Петербургской императорской шпалерной мануфактуры, вытканному способом готлисс по картине французского живописца Ф. Депорта, известного художника «королевской охоты» при дворе Людовика XIV. Этот огромный гобелен размером 3,15х2,80 м в настоящее время находится в постоянной экспозиции Зимнего дворца.
Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)Немало и других опубликованных в книге произведений искусства мы можем распознать в современных музейных предметах. То, что перед нами предстает, вызывает восхищение своей редкостностью, неповторимостью и мастерством исполнения. Пожалуй, наиболее ценные из них поступили в Государственный Эрмитаж. К его раритетам эпохи Ренессанса относятся такие предметы из собрания Ф.И. Паскевича, как витраж «Знаменосец из Левенталя», сделанный по рисунку Ганса Гольбейна Младшего в Цюрихе в 1551 году, и блюдо с двухсторонней росписью по меди на библейско-мифологическую тематику, выполненное во Франции в Лиможе – прославленном центре эмальерного искусства.
Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)Тут и шедевр Севрской королевской мануфактуры XVIII столетия – колоссальная фарфоровая ваза, ныне находящаяся в Эрмитаже. Изначально ее приобрел русский вице-канцлер А.А. Безбородко и привез в Санкт-Петербург, где вазу стали называть одной из достопримечательностей российской столицы. Каким образом и когда она попала в коллекцию Ф.И. Паскевича, сказать трудно.
Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)Как и остается непонятным, почему две другие севрские вазы, внесенные в каталог под №352–353 и отмеченные составителем как «пара тех, которые находятся в собрании Екатерины II в Павловске», были разъединены с павловскими. Вот их описание в каталоге: «Вазы пара, фарфоровые, с длинным горлом, украшенные гирляндами из плюща, двумя сидящими сатирами-детьми по бокам и четырьмя поясами из белого матового бисквита по синему поливному фону. Севрской фабрики времени Людовика XIV. Вышина 1 арш., 3 верш., 4 дюйма». Они были запечатлены на фотографии интерьера Гомельского дворца в начале XX века, упоминались в дворцовых описях, но не сохранились до наших дней. В то же время их вторая пара сегодня по-прежнему находится в Государственном музее-заповеднике «Павловск».
Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)На основе приведенных нами примеров можно сделать бесспорный вывод: князь Федор Паскевич был человеком, посвященным в понимание ценности прекрасного. Недаром в 1869 году он становится Почетным членом Императорской Академии художеств. Примерно в этот же период параллельно с занятием коллекционированием Федор Иванович активно сотрудничает с Императорским обществом поощрения художников (художеств – после 1882 г.) – благотворительной организацией, цели которой обозначены уже в самом названии. Общество организовало художественно-промышленный музей, содержало «Рисовальную школу для вольноопределяющихся», которая готовила к поступлению в Академию художеств.
После кончины Ф.И. Паскевича (1903) Николай Рерих, как секретарь Общества, напишет: «При упоминании его имени нельзя не указать на его труды, принесенные на пользу Общества: в течение 13 лет он был деятельным членом комитета, являлся щедрым жертвователем при создании художественно-промышленного музея, затем он пожертвовал крупный капитал, на проценты с которого выдаются ежегодные премии на конкурсах Общества по живописи на фарфоре и фаянсе» (Санкт-Петербургские ведомости. 1905. № 25). И позже, в 1914 году, когда шла Первая мировая война, тот же Рерих, бывший тогда директором Рисовальной школы, предложит установить именные классы, что «явилось бы достойным увековечением имен высоких и полезных Школе» (Ю.Ю. Будникова «Память вечная». История одного издания. Сайт Санкт-Петербургского Музея-института семьи Рерихов). В том числе была учреждена Мастерская фарфора имени Светлейшего князя Ф.И. Паскевича. Федор Иванович особо благоговел к этому материалу, сделав его излюбленным предметом коллекционирования, фарфоровые изделия заняли больше половины каталога собрания, бесчисленное количество их находилось в залах Гомельского дворца.
Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)Например, в одном из помещений первого этажа дворцовой башни, обращенном в сторону Лебяжьего пруда, по стенам были развешены 88 гипсовых консольных полок рокайльной формы для демонстрации богатого комплекса фарфоровых ваз Ф.И. Паскевича. Такой прием был признанным в узких кругах владельцев художественных собраний во второй половине XIX века. В особняке обладателя одной из крупнейших коллекций прикладного искусства в Петербурге, промышленника и банкира А.А. Половцова, также бывшего страстным собирателем фарфора, стены кабинета были довольно густо заполнены навесными консолями, соответствовавшими размерам выставленных на них ваз. Аналогичные интерьерные детали находились в гобеленовой гостиной Юсуповского дворца в Петербурге, украшали залы императорских резиденций в Гатчине и Царском Селе.
Единство с роскошными дворцами российской столицы и пригородов прослеживается в петербургском и гомельском домах Паскевича не только в способе показа художественных ценностей, а и в желании пропагандировать эти собрания в виде тиражированных полиграфических изданий. Впервые, как писал в 1914 году в журнале  «Старые годы» российский искусствовед и издатель Петр Вейнер, были напечатаны описи предметов, находящихся в Царском Селе и Гатчине. Так в 1884 году вышла брошюра «Гатчинский дворец. Опись предметам, имеющим преимущественно художественное значение». Она принадлежала к серии книжек, посвященных разным дворцам. Автор не обозначен, пишет Вейнер, но известно, что таковым был Д.В. Григорович, пользовавшийся репутацией знатока прикладного искусства.
Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)Имя Дмитрия Васильевича Григоровича нам известно в большей степени как писателя с его знаменитыми произведениями «Антон Горемыка» и «Гуттаперчевый мальчик». А то, что с 1864 года около 20 лет он был секретарем Общества поощрения художеств и сам писал картины (в т.ч., как мы упомянули выше, – картоны для панно-вышивки Ирины Ивановны), явно свидетельствует о его близком знакомстве с Ф.И. Паскевичем. Не вызывает сомнения, что каталог его художественной коллекции тоже составлял Григорович. Для сбора сведений Дмитрий Васильевич мог приезжать и в Гомель, где написал акварельную работу «Красная гостиная в Гомельском замке». При Паскевичах она висела в красной гостиной, потом еще значилась в довоенных описях музея, а ее нынешнее местонахождение неизвестно.
В результате нашего знакомства с «Каталогом предметам искусства…» следует отметить, что он дает нам представление о собрании Ф.И. Паскевича только до 1885 года, даты издания книги. То есть он не соответствует более позднему составу коллекции, до конца жизни князя в 1903 году и потом до революции, когда всем имуществом Паскевичей распоряжалась Ирина Ивановна и могла делать ее пополнение.
Здесь также в большинстве своем отсутствуют художественные и исторические ценности, перешедшие к Федору Ивановичу от отца-фельдмаршала на правах наследования. Например, нет в каталоге эксклюзивных ваз, изготовленных по специальному заказу на Императорском фарфоровом заводе и подаренных Ивану Федоровичу императором Николаем I. Они находились в Гомельском дворце и восхищали всех своими гигантскими размерами и высоким уровнем художественного исполнения.
Нет им же подаренных фельдмаршалу напольных канделябров из хрусталя работы Императорского стекольного завода и мраморной скульптуры придворного художника прусского короля Фридриха Вильгельма Х. Рауха с изображением Николая I, сидящего на пьедестале с мечом в руке, которая была помещена в каменную нишу из Ахалциха.
Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича (продолжение)Не упоминается в книге и сама ниша, в то время как в разделе «Каменное дело» есть два камина из красного и белого мрамора и беломраморный фонтан, выполненный по бахчисарайскому образцу. Фонтан и белый камин сохранились в петербургском особняке Паскевичей на Английской набережной.    
Напрашивается вывод, что Федор Иванович внес в каталог только предметы, «составляющие собрание князя…», т.е. собранные им самим. И тем ярче нам представляется коллекционерский опыт Ф.И. Паскевича, благодаря чему мы можем оценить его собственный вклад в пополнение семейной сокровищницы предметами искусства и антиквариата.
Все накопленные факты убеждают нас также в том, что в целом художественная коллекция князей Паскевичей относилась к одному из богатейших частных собраний Российской империи. И сегодня ее сохранившаяся часть представляет большой интерес для исследователей, ожидая дальнейшего детального поиска и изучения.

Татьяна Литвинова,

кандидат искусствоведения, зав. художественным отделом музея

 


Вернуться назад