Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Летопись музея > Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича

Каталог предметов искусства Ф.И. Паскевича


13 ноября 2015

Литвинова Т.Ф.
В фонды музея поступил «Каталог предметов искусства, составляющих собрание князя Федора Ивановича Паскевича» 1885 года издания

Так сложилось, что основу фондов большинства современных музеев с художественными собраниями составляют национализированные советской властью произведения искусства из расформированных дореволюционных коллекций. Об их собирателях Н.К. Рерих отзывался как о людях, «горевших искусством». При этом плоды их «горения», став достоянием всего народа, изучались мало, а имена коллекционеров в силу идеологических причин долгие годы замалчивались. Больше повезло тем, в честь кого называли музейные учреждения, как например Румянцевский музей, Третьяковская галерея, Музей барона Штиглица, Театральный музей им. Бахрушина и др. А ведь частное коллекционирование произведений изобразительного искусства во все времена составляло существенную часть культурной жизни любого государства. И не только потому, что таким образом сохраняются, изучаются и демонстрируются публике произведения различных мастеров. Посредством этого формируется художественный рынок, который способствует более полному представлению об истории изобразительного искусства и творческом наследии художников, в распространении эстетических ценностей в обществе.

В последние десятилетия имена многих коллекционеров постепенно стали возвращаться в историю нашей культуры. Музейные сотрудники детально исследуют в своих фондах коллекции бывших владельцев усадеб, купцов, фабрикантов и банкиров, прослеживают происхождение и бытование входивших в них произведений.

На протяжении многих лет одним из направлений в научно-исследовательской работе музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля является изучение художественной коллекции семьи князей Паскевичей, послужившей базой для его фондовых собраний. На этом пути встречается масса сложностей, связанных с тем, что кроме Гомельского имения Паскевичам принадлежало село Ивановское Люблинского воеводства в Польше, роскошный особняк в Санкт-Петербурге на Английской набережной, другие дома. После революции 1917 года их колоссальные семейные ценности распались на части. Они поступали в разные музеи, реквизировались и распродавались, оказывались в частных руках, не возвращались из эвакуации, а многие вообще исчезли или были уничтожены в военное время.

В поисках сохранившихся элементов для реконструкции состава этого некогда богатейшего семейного собрания мы штудируем дошедшие до нас архивные документы, дворцовые описи, изобразительные материалы, личную переписку и воспоминания очевидцев, музейные книги поступлений в фонды и разрозненные публикации. Хорошим подспорьем тут выступает подготовленный Федором Ивановичем Паскевичем в 1873–1885 годах каталог наиболее значимых с его точки зрения предметов искусства и старины. Теперь в наших фондах появилось оригинальное петербургское издание этой книги, напечатанное в 1885 году типографией В. Киршбаума, которая размещалась в доме Министерства Финансов на Дворцовой площади.

Каталог предметов искусства Ф.И. ПаскевичаТрудно передать, какое трепетное чувство испытываешь, беря в руки этот пусть не совсем увесистый (193 л.), но редкостный и значимый по своему содержанию книжный блок. Он оправлен в твердый картонный переплет, крышки которого оклеены черной бумагой с изображением мелких серебряных звездочек, корешок и уголки оформлены черным ледерином. На обложке и титульном листе в обрамлении виньеток напечатаны выходные данные с названием, которое сформулировано в грамматической манере того времени: «Каталог предметам искусства, составляющим собрание князя Федора Ивановича Паскевича».

Перелистывая страницы этой книги, в очередной раз убеждаешься в высоком уровне и разнообразии коллекций, которые в ней опубликованы. Этот факт подтверждается и теми конкретными вещами, которые сохранились до нашего времени в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном историческом музее Беларуси, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, возможно, где-то еще. На самом деле история жестоко разбросала паскевичское собрание, которое по своей ценности, на наш взгляд, можно поставить в один ряд с юсуповским, щукинским, морозовским и другими частными художественными собраниями Российской империи.

Начало ему, быть может и неосознанно, положено еще в 30–40-е годы XIX века генерал-фельдмаршалом И.Ф. Паскевичем после приобретения и перестройки Гомельского дворца. Он в это время получал всяческие вознаграждения от российского императора Николая I за успешно проведенные под его командованием военные действия на Кавказе и в Польше, от австрийского императора за подавление венгерского восстания. Были подарки от персидского шаха, от прусского короля, от папы Римского и других влиятельных особ. Кроме этих ценных даров в Гомель привозились картины, в том числе отражавшие исторические события, в которых участвовал фельдмаршал, а также наградное художественное оружие, изысканные грамоты в оправах, среди которых – на графское и княжеское достоинство, да и просто предметы интерьерного убранства, бывшие в тот период произведениями декоративно-прикладного искусства. В результате в Гомельском дворце Паскевичей сложился ценнейший историко-художественный комплекс, который достался в наследство Федору Ивановичу в 1856 году после смерти отца.

Каталог предметов искусства Ф.И. ПаскевичаЭто поистине музейное собрание было развернуто не только в многочисленных залах дворца, но и в петербургском особняке на Английской набережной, приобретенном в этот же год князем Федором. В обоих домах были проведены существенные реорганизации. Интерьеры парадных помещений были великолепно оформлены под руководством петербургского архитектора Р.А. Гедике с использованием приемов и мотивов исторических стилей, что было свойственно самым новомодным постройкам середины XIX века.

Но богатый наследник, генерал-адъютант Свиты Его Императорского Величества Александра II, Ф.И. Паскевич не ограничился имевшимся в его распоряжении собранием раритетов, а продолжал приобретать новые предметы искусства и старины, сформировав первоклассную художественную коллекцию. Об этом мы расскажем в следующей части.

Литвинова Татьяна Федоровна,

зав. художественным отделом музея, кандидат искусствоведения

 

 

(Продолжение следует)


Вернуться назад