Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Исследования > Го!Го!Мель!

Го!Го!Мель!


1 октября 2015

Го!Го!Мель!Одна из легенд происхождения названия города над Сожем гласит, что люди, проводившие по реке плоты (баржи), предупреждали друг друга об опасности напороться на песчаную отмель и кричали «Го! Го! Мель!».
Сегодня мы знаем, что название Гомеля произошло от небольшой речки Гомеюк (теперь Лебяжий пруд), которая впадала в Сож. История знает множество примеров, когда названия городов происходили от гидронимов - Полоцк и Полота, Пинск и Пина, Минск и Менка, Витебск и Витьба.
Откуда же тогда появилась легенда о мелководных участках и как они связаны с Гомелем? С начала 19 века активно развивалось судоходство по Сожу, и до строительства железной дороги именно река оставалась главной транспортной артерией, снабжавшей город различными товарами. В письменных источниках отмечается, что возле Гомеля действительно было множество мелководных участков. Один из них как раз располагался на южной окраине города между Новобелицей и урочищем Раковая Лоза. Именно здесь на берегу Сожа, который в этом году значительно обмелел, и были обнаружены остатки деревянного судна.
После выезда на место стало ясно, что эта находка для Гомеля уникальна. Она представляет собой остатки плоскодонной деревянной барки большого размера. Очень хорошо сохранились детали конструкции судна: шпангоуты (поперечные ребра), составлявшие основу каркаса из цельного изогнутого ствола дуба; деревянная обшивка из досок, которая крепилась к каркасу с помощью деревянных «гвоздей». В конструкции также использовались железные детали - скобы и большие кованые гвозди (от 19 до 34 см). Длина корпуса составляла более 22 м, а ширина - около 9-10 м.

 

Го!Го!Мель!  Го!Го!Мель!

 

Барками, а также берлинами называли несамоходные речные суда типа барж, которые были широко распространены на реках Восточной Европы, начиная с периода средневековья и вплоть до середины прошлого столетия. Как рассказала директор Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова Галина Григорьевна Нечаева, одна из верфей по строительству таких судов до революции находилась в Ветке. На ней работали преимущественно местные старообрядцы. Они же возглавляли и две другие верфи - в Лоеве и Радуле (Украина), стоявшие на Днепре.
По воспоминаниям ветковских старожилов, в том числе и деда Галины Григорьевны, который также трудился на верфи, построенные суда сплавлялись вниз сначала по Сожу, а затем по Днепру. Волоком преодолев днепровские пороги, они доходили до Черного моря, а по нему - до Турции и Греции. Среди разнообразных товаров, состав которых менялся в течении маршрута, были и знаменитые ветковские якоря, ковавшиеся мастерами-старообрядцами.
На самой барке и рядом с ней было сделано ряд интересных находок второй половины 19 века. Во-первых, это обломки нескольких типов кирпичей.

 

Го!Го!Мель!  Го!Го!Мель!

 

На одном из них присутствует оттиск с надписью «УВАРОВИЧИ». Во второй половине 19 века в Уваровичах было 2 кирпичных завода. Первый основан в 1876 году, второй - в 1880 году. Во-вторых, это фрагменты от трех разных глиняных сосудов. Один сосуд практически полностью собирается. Сделан он в форме традиционной крынки или кувшина, внутренняя сторона которого покрыта зеленой поливой.

Го!Го!Мель!В-третьих, это обломок расписной фаянсовой тарелки с портретом Т.Г. Шевченко. Подобные тарелки выпускались сериями, где, помимо Т.Г. Шевченко, были изображены выдающиеся украинские культурные деятели: Н.В. Гоголь, Т.Г. Шевченко, И.П. Котляревский и В.Г. Короленко, а также сцены из жизни украинского села. Аналогичная посуда изготовлялась в конце 80-90-х гг. 19 века на фабрике Товарищества М.С. Кузнецова в с. Буда Харьковского уезда. Само товарищество являлось одним из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца 19 - начала 20 веков.
Го!Го!Мель!Наиболее значимой находкой стала наградная металлическая лента на головной убор с надписью «За Севастополь», которая выдавалась за мужество и храбрость, проявленные в обороне Севастополя в 1854-1855 гг. Подобные ленты использовались в период с 1855 по 1886 гг. Существовало несколько их разновидностей. Наша лента была пожалована матросу флотского экипажа.

 

Д.Н. Линденков, Ю.В. Панков,
сотрудники отдела археологии 
и охраны историко-культурного наследия музея

 

При использовании материалов статьи ссылка на сайт обязательна


Вернуться назад