Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Летопись музея > Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.

Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.


13 июля 2015
Как основой каждого произведения являются слова, так основой каждого музея являются предметы. Собранные в определенной последовательности слова-предметы складываются в предложения, а логически выстроенные предложения становятся рассказом. Музейная экспозиция – это рассказ, который повествует об исторических событиях, жизни и занятиях наших предков, творчестве художников и еще о множестве заданных тем. Именно о ней, как о важнейшей составляющей любого музея, пойдет речь в нашем обзоре, который, надеемся, поможет  представить цельную картину экспозиционной жизни музея за 95 лет его существования и слегка приоткроет дверцу в то, что условно можно назвать «музейной кухней», на которой экспозиция – главное «блюдо».
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.Как известно, 7 ноября 1919 г. во дворце бывших владельцев князей  Паскевичей были открыты первые музейные экспозиции, местом размещения которых стали четырехэтажная башня и  южная галерея. Говоря языком документов, они «были построены на показе быта крупного феодала-помещика» и «носили художественно-культурный профиль». Старинная мебель и картины, скульптура и фарфор, часы и канделябры... Многие из этих предметов утрачены в годы войны, и остались лишь на фотографиях. Некоторые – узнаваемы, как, например, мраморная скульптура Венеры, или парные канделябры «Лилии», еще покоящиеся на великолепных яшмовых вазах, исчезнувших во время  эвакуации. В своей речи на торжественном открытии первый директор музея И.А. Маневич призывал: «Всем советую смотреть эти произведения искусства, воспринимать их углубленно и оценивать».
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.
Однако уже с первых дней советской власти началось формирование нового представления о роли, которую учреждения образования и культуры должны играть в обществе. На первый план выдвигались вопросы пропаганды большевистских идей и воспитание человека новой формации, для чего музеи в традиционном понимании этого слова становились ненужными. Независимо от содержания фондовых коллекций экспозиция превращалась в «проводника политического просвещения». Эти подходы окончательно оформились к концу 1920-х гг. и определили дальнейшее развитие экспозиционной деятельности на долгие годы.
В 1928 г. перестройке в «направлении показа истории народов СССР и  ВКП (б)» подверглись экспозиции и нашего музея. В 1929 г. открыт отдел социалистического строительства, а в 1931 г. – антирелигиозный раздел. Из  сведений, которыми мы располагаем о деятельности музея в рассматриваемый период, можно сделать вывод, что речь не шла о создании кардинально новых экспозиций. Старые лишь подверглись пересмотру и потеснились, предоставив место стендам с фотографиями и текстами. 
Очевидно, такие половинчатые меры не устраивали руководящие органы. Известно, что в 1937 г. стал вопрос о ликвидации музея вообще. Экспозиции  закрыли, некоторые демонтировали. Только заступничество К.Е. Ворошилова, находившегося в это время на маневрах в Гомеле и посетившего дворец, приостановило дальнейшее его разрушение. В 1938 г. экспозиции возобновили свою работу. Антирелигиозный отдел преобразовали в самостоятельный музей, который разместился в здании Петропавловского собора.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.
Новый этап в деятельности музея начался после освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. В марте 1944 г. исполкомом Гомельского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение о восстановлении музея. В апреле 1944 г. ему предоставили одну комнату в доме №5 по ул. Садовой, откуда в начале 1945 г. он переехал в наиболее сохранившуюся часть дворца – трехэтажный флигель. Здесь, на третьем этаже музей занял 5 комнат, в одной из которых, площадью 40 кв. м., в марте 1946 г. открылась первая послевоенная экспозиция, посвященная  героической борьбе Красной Армии против гитлеровских захватчиков. Это были стенды с иллюстрациями и фотоснимками, рассказывающими об обороне Москвы и Ленинграда, о Сталинградской битве и освобождении Беларуси. Отдельный блок был посвящен Гомелю, где представлены виды довоенного города, материалы, рассказывающие об обороне Гомеля силами регулярной армии и отрядами народного ополчения в первые дни войны, об ущербе, нанесенном войной городскому хозяйству. Широко освящалась деятельность партизанских отрядов на территории области. Фотографии героев-партизан дополняли предметы вооружения трофейные и самодельные,  средства подпольной агитации. Заканчивалась экспозиция материалами, отражающими Победу советского народа в самой кровопролитной и жестокой войне.  
Предоставленные в трехэтажном флигеле площади рассматривались сотрудниками музея, как временные. Они ждали проведения ремонтных работ в залах башни дворца, где экспозиции размещались до войны. Еще в августе 1944 г. СНК СССР постановил «Обязать Совнарком Белорусской ССР произвести работы по восстановлению здания Гомельского музея (бывшего дворца Паскевича) с затратами в 1944 г. 400 тыс. руб.». Однако вопрос не был решен ни в 1944 г., ни в последующие 10 лет. И на это были объективные причины. Белорусские города лежали в руинах, люди ютились в землянках. В первую очередь шло восстановление промышленных предприятий,  жилого фонда, больниц, школ. Сотрудники музея неоднократно обращались в разные инстанции с просьбой ускорить процесс реставрации дворца и в ожидании создавали долговременные выставки, расширяя экспозиционные площади за счет передачи музею новых помещений в трехэтажном флигеле.   
В 1947 г. посетителям, кроме открывшейся в 1946 г. экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, предлагались еще две стационарные выставки «30 лет Советской власти» и «Героическое прошлое русского народа». Материалы  последней рассказывали о борьбе с монголо-татарским нашествием в XIII в. и разгроме интервенции в начале XVII в., Семилетней войне 1756-63 гг. и Отечественной войне 1812 г., героической обороне Севастополя в 1854-55 гг. и Брусиловском прорыве 1916 г. Кроме картин, репродукций, фотоиллюстраций в экспозиции были показаны предметы вооружения и защиты XII-XIX вв., икона «Богоматерь Смоленская» из коллекции Паскевичей, награды.  
В 1949 г. в распоряжение музея был предоставлен весь третий этаж флигеля, общей площадью 176 кв. м. Из них 119 кв. м отведены под экспозицию, 35 кв. м – под фонды, остальные – под кабинет сотрудников и подсобные помещения. Открывшаяся после проведения ремонтных работ экспозиция состояла из четырех разделов, которые, сохраняя терминологию того времени, назывались: 1) Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война, восстановительный период и довоенные пятилетки; 2) История Великой Отечественной войны и партизанское движение на Гомельщине; 3) Послевоенное социалистическое строительство; 4) Мичуринский уголок с частичным показом природы края. 
В одной из публикаций, помещенной в газете «Гомельская праўда» за 11 сентября 1951 г. под названием «Актывізаваць краязнаўчую работу на Гомельшчыне», автор характеризует созданную экспозицию, обращая внимание на то, что краеведческий материал тесно увязан с общей историей государства и делает вывод, что без этого «немыслимо правильное представление о росте и расцвете Гомельщины социалистической». В то же время в статье отмечатеся, что недостатком экспозиции является отстутствие отделов природы и дореволюционной истории, которые согласно положению о краеведческих музеях, а именно такой статус получил наш музей в 1945  г., должны быть представлены обязательно. 
Сотрудники учли замечания, и через три года, за счет уменьшения объемов раздела, посвященного довоенному социалистическому строительству, был открыт раздел «Археология края», а «Мичуринский уголок» преобразован в уголок природы края.  
В 1955 г. музей получил дополнительные помещения, куда переехали фонды, что дало возможность весь третий этаж флигеля использовать под экспозицию. В 1957 г. она занимала 176 кв. м., из них в комнате площадью 8 кв. м. располагался отдел природы, остальные посвящены показу истории края с древнейших времен до современности. В зале археологии были представлены зубы и кости мамонта, орудия труда и предметы быта, охватывающие период от палеолита до раннего железного века, макет стоянки древнего человека. Следующий раздел «Из прошлого края» рассказывал о тяжелой жизни крестьян, о чем свидетельствовали экспонируемые на подиуме деревянные соха и борона. И в противовес этому – предметы из коллекции князей Паскевичей, демонстрирующие роскошь и богатство помещиков. В этом же зале размещались карта исторических и памятных мест с обозначением пути «из варяг в греки», походов Наливайко и Богдана Хмельницкого, а также оружие XVII-XIX вв. и материалы о революции 1905 года. Раздел «Довоенное социалистическое строительство» (25 кв. м) начинался фотокопией картины «Призыв вождя», на которой запечатлен момент выступления В.И. Ленина с броневика на Петроградском вокзале. Затем шло повествование о подготовке и проведении Октябрьской революции, о деятельности Полесского комитета РСДРП, о разразившемся в Гомеле в марте 1919 г. стрекопытовском мятеже, гражданской войне, восстановлении и первых пятилетках. В разделе «Великая Отечественная война» (20 кв. м) посетителей привлекала диорама, посвященная обороне Гомеля в июне-августе 1941 г. Победное наступление Советской Армии отражала  электрифицированная карта, а наглядной иллюстрацией событий служили подлинные экспонаты. В зале «Послевоенное строительство» (40 кв. м) центральный щит был отведен показу решений XX съезда КПСС, экспозиция рассказывала об успешном выполнении пятилетних планов, о крупных предприятиях города с демонстрацией готовой продукции. И последний зал площадью 35 кв. м. посвящался сельскому хозяйству, а также росту благосостояния трудящихся, развитию здравоохранения, образования, культуры и спорта. Один из стендов носил название «Их воспитала Советская власть», где были помещены фотографии уроженцев Гомельщины министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, ученых М.М. Павлюченко и П.П. Рогового, писателей И.П. Шамякина и И.П. Мележа.  
Всего в экспозиции было представлено 2500 экспонатов, некоторые из них привлекали посетителей не только с образовательной целью. Так, в сентябре 1958 г. газета «Гомельская праўда» сообщила о том, что группа неизвестных забралась в экспозицию музея и выкрала два пистолета и две финки. Через неделю сотрудникам милиции удалось задержать пятерых преступников и вернуть в музей украденные экспонаты.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.В 1967 г. экспозиции были перестроены. Они состояли из трех отделов: «Досоветского периода», «Природы края» и «Интернациональной дружбы». Отдел «Досоветского периода» в хронологическом порядке рассказывал о первых стоянках человека на территории Беларуси и образовании городов, борьбе «западных земель Руси против иностранных захватчиков» и развитии капитализма на Гомельщине, о школьном образовании начала XX в. и деятельности Полесского комитета РСДРП. 
В отделе «Природы края» экспонировались образцы полезных ископаемых, гербарии, муляжи, чучела животных и птиц. Среди них встречались экземпляры, поступившие в фонды весьма необычным способом. Михаил Захарович Агеев, проработавший в музее более 40 лет, рассказывал занятный эпизод, который произошел еще в 1950-е годы. Однажды сотрудники обратили внимание на то, что у них  из сумок, оставленных в кабинете, исчезают захваченные из дома бутерброды. Решили провести расследование и поймать воришку. История получила неожиданный финал, в роли воришки оказалась куница, которая пряталась в дымоходе и тихонько таскала обеды у работников. Куницу изловили, и на долгие годы она стала музейным экспонатом.   
В отделе «Интернациональной дружбы» основными экспонатами стали подарки трудящимся Гомельской области от делегаций Чехословакии, ГДР, Кубы, Польши других социалистических стран. 
Директор музея И.У. Капотя в интервью газете «Гомельская праўда» за 16 ноября 1967 г. с удовлетворением констатировал, что обновленные экспозиции пользуются большой популярностью, музей принимает ежедневно около 500 посетителей.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.
В это же время сотрудники музея вплотную подошли к вопросу о создании экспозиций в башне дворца. Были проведены подготовительные работы по отбору экспонатов и составлению тематико-экспозиционного плана. Коллектив художников разрабатывал художественное решение и осуществлял монтаж новой экспозиции. Первый зал посвятили Октябрьской революции и установлению советской власти на Гомельщине. Второй – первым довоенным пятилеткам. Далее шел показ Великой Отечественной войны с огромным вписанным в нишу плакатом «Вставай страна огромная» и диорамой, изображающей узников Озаричского концентрационного лагеря. В центре самого большого зала разместилась «Катюша». Стенды и витрины давали подробную хронологию событий. Последний зал, «Зал Победы», был посвящен победоносному завершению войны и воинским частям, освобождавшим Гомель и получившим почетное наименование «Гомельских». На втором этаже башни разместился раздел «Гомельщина в период восстановления, развития народного хозяйства и завершения строительства социализма», на третьем – «Гомельщина в период развитого социалистического общества». Экспозиция отражала поступательное движение и внушала посетителям веру в светлое будущее. Четвертый этаж был приспособлен под выставочный зал, где проводились сменные выставки, в основном художественного профиля. В 1969 г., традиционно в ноябре,  экспозиции приняли первых посетителей.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.В начале 1980-х гг. экспозиции во флигеле были перестроены, что коснулось, в первую очередь, художественного оформления и замены оборудования. Структура залов в целом сохранялась. И это было закономерно. Согласно идеологическим установкам экспозиции краеведческих музеев продолжали оставаться иллюстрацией учебников истории и природоведения. Местный материал вписывался в общесоюзный, факты подвергались тщательному отбору, тематико-экспозиционный план обязательно заверялся, «литовался», в специальном отделе облисполкома. 
В экспозиции «Природа края» появилась огромная, со сквозным просмотром диорама «Поры года», где была представлена флора и фауна Полесья с разделением на зоны: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». 
В отделе досоветского периода уже существующий каркас был наполнен достаточно обширными материалами краеведческого характера, которые сотрудники музея получили в результате работы в республиканских и всесоюзных архивах.  За счет проходного коридора расширили отдел археологии. В 5-ом зале, среди материалов, посвященных революционному движению на Гомельщине, нашлось место  большой витрине с этнографическими экспонатами: народными костюмами, предметами ткачества и вышивки. Она дополнила по-прежнему существовавшие на контрасте интерьеры деревенской избы и дворянского особняка.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.
Перестройка, гласность, распад СССР… Изменения, которые произошли  в жизни  государства в 1980-х – начале 90-х гг. привели к пересмотру истории, обнародованию неизвестных фактов и дали, с одной стороны, определенную свободу музейщикам в выборе тематики экспозиций и форм подачи материала, с другой, вызвали некоторую растерянность в кругах специалистов. Что делать дальше, в каком направлении идти, и что собой должна представлять краеведческая экспозиция в изменившихся условиях? 
Происходившие в стране и обществе перемены не могли не отразиться на экспозиционной деятельности и нашего музея. В конце 1980-х гг. залы в башне дворца, посвященные послевоенной истории (2-4-й этажи), закрыли и демонтировали. В начале 1990-х гг. проведена частичная реконструкция отдела истории досоветского периода. Вместо интерьера крестьянской хаты в смонтированных витринах размещены иконы, характеризующие разные иконописные традиции, бытовавшие на территории Гомельской области. Расширен раздел, посвященный истории книгопечатания. В подвесных витринах-коробах  показаны старопечатные книги и рукописи. Наибольшим изменениям подвергся пятый зал экспозиции, ранее практически полностью посвященный революционному движению. Стены зала, разделенные на ниши, были закрыты стеклами и превращены в витрины, в которых представлены региональные особенности народного костюма, одежда и утварь горожан. На сооруженном подиуме создан городской интерьер, фотодокументальный ряд давал представление об экономическом положении города во II половине XIX-начале XX в., о развитии образования, здравоохранения, культуры. Довольствоваться половинчатыми мерами, без кардинальной перестройки экспозиций сотрудники музея вынуждены были в первую очередь в связи с надвигающимися реставрационными работами, идея проведения которых уже витала в воздухе.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.
Одна из известных поговорок гласит: «ремонт сродни стихийному бедствию». Действительно, времена были не из легких. Полный демонтаж всех экспозиций, завершившийся в 1999 г., ожидание переселения, и, наконец, сам переезд. В мае 2000 г. около 20 сотрудников нашли пристанище в выставочном зале (ул. Советская, 8), где более 3-х лет работали, перегородившись шкафами. В здании дворца оставались фонды, которые из полуподвальных помещений южной галереи  перебирались в отреставрированные полуподвальные помещения северной галереи. Администрация и сотрудники художественного отдела разместились в единственном на тот момент действующем объекте музея – «охотничьем домике». 
Городской особняк I четверти XIX в., больше известный гомельчанам как «охотничий домик», открыл свои двери посетителям после проведения ремонтных работ в 1997 г. Созданные экспозиции стали реконструкцией интерьеров  дворянской гостиной, кабинета, спальни, столовой. Временно здесь также разместили предметы из коллекции Паскевичей – батальную живопись, канделябры, часы, оружие. Многие из них впервые за послевоенный период были представлены широкому кругу зрителей.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.
Развернувшиеся в начале 2000-х годов реставрационные работы охватили не только башню и трехэтажный флигель дворца, но и центральную часть, которая, наконец, была передана музею. Об этом мечтали еще первые музейщики. Но, с момента национализации дворца она выполняла разные функции. Здесь размещался Совет рабочих и солдатских депутатов, другие государственные органы. В 1937 г. в здании устроили Дворец пионеров и школьников. Ни одно поколение гомельчан вспоминает, как они посещали всевозможные кружки, развивали свои таланты, приобретали навыки, и просто весело проводили время. Поэтому решение, передать это здание музею, многими было воспринято болезненно. Противники писали обращения, несколько раз устраивали пикеты у здания облисполкома, но руководство области понимало историческое и культурное значение дворца и твердо стояло на позициях полной его музеефикации.
 Пока во дворце велись реставрационные работы, сотрудники вырабатывали концепцию новых экспозиций. Не обходилось без жарких дискуссий и отстаивания разных точек зрения. Едины участники этих споров  были в одном – новые экспозиции не должны повторять старые. Хотелось по максимуму сохранить архитектуру залов и наполнить их экспонатами, органично вписывающимися в дворцовые интерьеры.
В 2002 г. тематика и расположение экспозиций были окончательно определены. В башне дворца планировалось разместить историко-мемориальную экспозицию, посвященную бывшим владельцам дворца Румянцевым и Паскевичам. В основу экспозиций первого этажа центральной части положен интерьерный показ, а второй этаж предполагалось посвятить истории Гомельщины с древнейших времен до современности и разместить выставочные залы. В гроте, по принципу сухих аквариумов, создавалась экспозиция, основанная на коллекции морских организмов, а трехэтажный флигель практически полностью превращался в административный корпус. Только на первом этаже оставались три зала для организации сменных выставок. В ходе подготовки тематико-экспозиционных планов изучался опыт других музеев. Сотрудники выезжали в Москву и Санкт-Петербург, откуда были привлечены консультанты, предложившие художественное решение нескольких фрагментов экспозиции в башне дворца. В частности по их проектам были изготовлены книжные шкафы для зала «Княжеская библиотека», подиумы,  лестничные ширмы.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.
Экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи» открылась 3 июля 2003 г. Сроки, отведенные на ее монтаж, были не просто  сжатыми, сотрудники, выражаясь образно, «наступали на пятки» строителям и реставраторам. Но отступать было некуда. Участники этих событий помнят и бессонную ночь накануне открытия, и нескончаемый поток посетителей, жаждущих увидеть результаты трудов реставраторов и музейщиков. По объективным причинам работа над экспозицией продолжалась и после ее открытия. Только через несколько месяцев открылся «Румянцевский зал». В феврале 2004 г., после установки четырех книжных шкафов, выполненных на предприятии «Гомельдрев», оформился интерьер  зала «Княжеская библиотека». В 2006-2008 гг., благодаря сотрудничеству с Национальной библиотекой Республики Беларусь, из обменного фонда которой было передано более 2000 книг, экспозиция приобрела завершенность. Шло усовершенствование других залов, а параллельно велась подготовка к открытию центральной части дворца.
Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.   Экспозиции музея. 1919-2000-е годы.
Это событие произошло 4 сентября 2004 года. Посетители увидели «Колонный зал» и «Зал торжественных приемов», «Красную» и «Белую» гостиные, «Рыцарский зал». На втором этаже разместились выставки из фондов музея и собраний Белорусской православной церкви. Как и в башне, эти экспозиции требовали дальнейшего усовершенствования, что и происходило на протяжении последующих лет. В 2005-2006 гг. открылись экспозиции «Животный мир Гомельщины» (выставочные залы трехэтажного флигеля), «Загадочные фантазии моря» (грот), «Домовая церковь» («Культовые предметы из фондов музея», северный ризалит), «Древнейшее прошлое Гомельской области» (2 зала на 2-м этаже центральной части дворца). Одновременно сотрудники создавали экспозицию Музея военной славы, который начал работать в апреле 2005 г., а в 2006 г. стал самостоятельной юридической единицей.
Современные экспозиции, созданные на протяжении последних десяти лет и существующие во дворце, не являются застывшей лавой. Сотрудники ведут работу над их усовершенствованием, корректировкой, вводят новые экспонаты. Неизменными остаются концептуальные подходы, которые уже проверены временем и получили высокую оценку, как рядовых посетителей, так и специалистов.
За 95 лет существования музея сменилось ни одно поколение музейщиков,  многие из которых свои знания, опыт и талант отдали экспозиционной деятельности и достойны отдельных публикаций в рамках нашей рубрики. В то же время экспозиция – это результат коллективного творчества, и от слаженного взаимодействия всех участников творческой группы зависит конечный результат. Отрадно, что в музее существуют свои традиции, преемственность поколений, и это  вселяет уверенность в то, что наши экспозиции будут становиться все содержательнее и радовать посетителей еще долгое время.

Анна Кузьмич,
зав. отделом по сбору музейных материалов
и экспозиционной деятельности


Вернуться назад