Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Летопись музея > Книги, пережившие века

Книги, пережившие века


9 апреля 2015

 

Старые книги с пожелтевшими страницами, следами воска, пометками на полях всегда наводят на мысль о том, какую долгую жизнь они прожили, прежде чем дошли до нас. Одной из интересных в нашем музее является коллекция старопечатных и рукописных книг. У каждой книги своя, неповторимая история. Поступали книги в музей, в основном, из частных собраний. Первые вопросы, которые возникают перед сотрудником, держащим в руках старый фолиант, о том, в какой типографии была напечатана книга, как звали печатника, где бытовала... 
К сожалению, тысячи книг не сохранились до наших дней в связи с войнами, разрухой, пожарами, другими событиями, которые не оставляли книгам никаких шансов уцелеть. Да и в фонды нашего музея старопечатные и рукописные книги, за редким исключением, поступали с порванными переплетами, обгоревшими листами, недостающими страницами... 
История книгопечатания начинается с деятельности Иоганна Гуттенберга, который первым сконструировал печатный станок, изобрел специальную типографскую краску. Это явилось одним из наивысших достижений эпохи Возрождения. А вскоре наш прославленный белорус Франциск Скорина заставил говорить о себе всю Европу. В 1517-1519 гг. в Праге он напечатал первую книгу на старобелорусском языке -«Библию». Книги, напечатанные до 1825 года принято называть старопечатными. Формат книги зависел от сложения листов бумаги тем или иным способом. Бумага для печатания книг использовалась с филигранями, т.н. водяными знаками, на которых изображались гербы, марки фабрик, год изготовления. Книги украшались гравированным орнаментом в виде заставок, концовок, инициалов... На отдельных листах помещались гравюры с изображением евангелистов, другие библейские сюжеты. Многие издания содержали иллюстрации к тексту, виды городов, церквей и другие. Своеобразной защитой как для рукописных, так и для старопечатных книг был оклад. Его делали из досок, которые обтягивались кожей, чаще всего тисненной, либо дорогой тканью. Особо ценные книги заключались в роскошные оклады из серебра и золота с драгоценными камнями, эмалями, жемчугом. Закрывались книги на металлические застежки и их владельцы, заботясь о сохранности книг, оставляли порой записи на полях с угрозами в адрес того, кто либо не застегнет книгу после прочтения, либо, в худшем случае, попытается ее присвоить. Ведь книги в ту пору были очень дорогим приобретением, являлись гордостью владельца, поэтому отношение к ним было таким бережным. Проследить "биографию" книги, имена ее бывших владельцев помогают нам записи на полях страниц, оборотах окладов, форзацах ... 
Интерес к книгам у исследователей, коллекционеров, любителей старины существовал во все времена. Одним из самых выдающихся собирателей книгопечатных и рукописных изданий был граф Н.П.Румянцев, видный государственный деятель, канцлер России. После смерти своего знаменитого отца П.А.Румянцева-Задунайского в 1796 году он унаследовал Гомельское имение. Собирательской деятельности графа и его сподвижников посвящено множество современных изданий. Своим любимым делом Николай Румянцев занимался не только в Гомеле и окрестных деревнях и селах, но близко расположенных к имению населенных пунктах - Ветке, Стародубье, Клинцах... Исследователи единодушны во мнении, что именно из этих мест поступила в собрание Николая Петровича основная часть рукописей и старопечатных книг. Во все времена собиратели в своем стремлении приобрести тот или иной артефакт сталкиваются с трудностями, в том числе и финансового порядка. Оказывается, не обходили они стороной и Николая Петровича. Вот яркий тому пример. Соратник графа по Румянцевскому кружку К.Ф. Калайдович в письме от 16 ноября 1822 г. сообщал ему: «Сиятельнейший, милостивейший государь! Имея честь вчерашний день получить почтеннейшее письмо Вашего сиятельства от 3 ноября, которым меня удостоить изволили, с нынешнею почтой поспешаю ответствовать на оное. Вследствие данного мне приказания я призывал купца Шульгина и объявил ему волю Вашего сиятельства, что Вы изволите предлагать за евангелие, напечатанное Мстиславцевым в Вильне 1575 года до 200 рублей. Шульгин на это не согласился и взял книгу, которую хранил я до Вашего ответа. Простите, сиятельнейший граф, что желание сделать Вам угодное, не от меня зависит ...». 
К большому сожалению, в собрании нашего музея нет книг из коллекции Н.П. Румянцева. Но мы гордимся тем, что в нашем собрании есть знаменитое издание Петра Мстиславца - "Евангелие" 1575 года.
Книги, пережившие векаКниги, пережившие века
Наша коллекция начала формироваться в 70-е годы прошлого столетия путем приобретения многих экземпляров у частных лиц, в ходе обследования полуразрушенных домов, в результате экспедиций по Гомельской области. Основную ее часть составляют книги, переданные в то время Ф.Г.Шкляровым - основателем Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций, который сегодня носит его имя. Преимущественно в нашей коллекции представлены книги московских типографий XVII века, старообрядческие издания Клинцовской, Гродненской, Супрасльской типографий. Самой ценной книгой в нашей коллекции является уже упомянутое «Евангелие» Петра Мстиславца. Книга издана в лист , на хорошей бумаге, красивым, крупным шрифтом , который раньше нигде не использовался и в дальнейшем стал образцом многих напрестольных евангелий. Искусно выполнены буквицы, заставки орнаментированы прямоугольными полосами, внутри которых размещены растительные мотивы (листья, желуди, плоды, ветви). Гравюры с изображением евангелистов Луки, Марка, Матвея и Иоанна передают характеры людей сильных и волевых. Буквицы на листах выполнены на высочайшем профессиональном уровне и органично сочетаются с иллюстрациями. Старейший книговед А.Сидоров отмечал, что иллюстрации в книгах Петра Мстиславца напоминают «черты европейской гравюры на дереве именно тех лет, когда печатал свои первые виленские издания П.Мстиславец». Книга в бархатном переплете на досках, с бронзовыми подставками, т.н. "жуками", на нижней крышке. Имеющийся экслибрис Ф.Г.Шклярова говорит о последнем владельце книги до того момента, как она стала собственностью музея. На страницах книги имеется запись: "Сию книгу храма божественного града Ковно ежи пребывает, если восхищает, то судиться с ним во втором пришествии и воздаст к нему по делам его». Исследователь старинных книг, доктор исторических наук И.В.Поздеева предположила по почерку, что эта запись могла быть сделана владельцем книги в XVII веке. Мастерство Петра Мстиславца, как книгопечатника, имело большое значение для его последователей. 
В конце XVII - начале XVIII веков в г.Могилеве стала широко известна типография Богоявленского братства. С 1680 г. ее арендовал Максим Ващенко - талантливейший гравер-ксилограф, крупный деятель белорусского книгопечатания XVII в. Свое мастерство он передал своему сыну Василию и ученику Федору Ангилейке. Именно эти люди сыграли главную роль в формировании могилевской школы гравюры. Исследователи книжной культуры считают, что их по праву можно назвать учениками и Петра Мстиславца. В нашем собрании хранится книга 1730 г. « Иоанн Дамаскин. Октоих». Бумага в ¼ листа, с филигранями. Печать одноцветная с заставками, инициалами, концовками. Переплет - тисненая кожа на картоне. Огромный интерес в этой книге вызывает гравюра с изображением знаменитого писателя и церковного поэта VIII века Иоанна Дамаскина, выполненная Василием Ващенко в традиции гравюр, которые имелись в изданиях Мстиславца.Книги, пережившие века
Дамаскин изображен у рабочего стола перед раскрытой книгой. Иоанном Дамаскиным было написано множество канонов - песнопений для праздничного богослужения, за что он получил наименование «Златострунный».
Достойное место в нашей коллекции занимает книга "Апостол", которая была издана Андроником Невежей в 1597 году.Книги, пережившие векаКнига содержит "деяния апостольские, послания соборные и святого апостола Павла послания". В 1567-68 г.г. Андроник Невежин и Никифор Тарасиев продолжили традиции книгопечатания Ивана Федорова в начале в Москве, а с 1571 года оборудовали типографию в Алесандровской слободе. Издания Андроника Невежи по орнаментике и по шрифту напоминали издания Ивана Федорова. Такую же первопечатную азбуку , те же украшения использовал впоследствии и его сын Иван Невежа, который унаследовал дело своего отца. В течение 1601-1611 гг. Невежи выпустили десять изданий. Это «Часовник», "Служебник", "Псалтирь", "Постную" и "Цветную" триоди, "Апостол","Минеи" на сентябрь-декабрь. Уникальный памятник книжной культуры «Минея октябрьская" 1609 г.имеется в нашей коллекции.Книги, пережившие векаКнига содержит вкладную запись рода Одоевских второй половины XVII в., записи о купле-продаже, владельческие записи старообрядческих библиотек , печать гомельской старообрядческой Ильинской церкви. Книга бытовала в старообрядческой среде на Гомельщине. Напечатана она в 1/2 листа, печать двухцветная, орнаментирована заставками, ломбардами, вязью, рамками на полях. Переплет более поздний, в коже с тиснением в виде птиц и цветов. "Минея" содержит жизнеописание святых, сказаний, поучений, составленных в порядке дней месяца. Предназначена для назидательного « душеполезного» чтения. Гордостью нашего собрания являются и другие издания Ивана Невежи: «Апостол» 1606 года, «Триодь цветная» 1604 года, «Триодь постная»1607 года. 
Мастером третьей избы Московского Печатного двора был Никита Фофанов. Мы храним книги «Октоих»,изданные печатниками Н.Ф. Фофановым и П.В.Федыгиным в 1618году. Необходимо отметить, что в XVII в. на Московском Печатном дворе применяли несколько шрифтов. Кондратий Иванов стал автором большого евангельского шрифта. Этот шрифт в XVII веке был основным шрифтом издательских типографий Москвы. «Триодь цветная», напечатанная этим известным мастером в 1621 году и «Апостол» 1623 года представлены в нашем собрании. Историческую ценность имеет книга «Апостол», переизданная в Москве в 1635году с издания Ивана Федорова 1564 года. Книга содержит следующую запись: "Лета 7157-го декабря в 14 день государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Руси пожаловал сию книгу апостол в Нововолок городок в соборную церковь богоявления господа нашего Иисуса Христа...". 
Среди более поздних московских изданий в нашей коллекции "Минеи", "Требники", "Часословы", "Апостолы", "Евангелия", "Прологи" и др. Одна из таких книг- «Минея служебная. Сентябрь"- была напечатана в 1636 году в отделении Печатного двора В.Ф.Бурцевым. В книге имеются владельческие записи. Вот некоторые них: "Сия книга Алексея Максиковского», « 1879 г. Февраля 4 сия книга минея месяц сентябрь принадлежит Семену Осипову Калашникову».
Книга « Пролог» 1644 года содержит краткие «жития святых» по дням их поминовения, дополненные поучительными рассказами, легендами. «Пролог» является одним из первых московских изданий, которое предназначалось, главным образом, для домашнего чтения. Старопечатные издания XVII - XVIII вв. выходили в Москве, Львове, Вильне , в монастырях Киево-Печерской Лавры, Почаевской Лавры, а также и в небольших населенных пунктах - Остроге, Клинцах, в других, порой малоизвестных монастырях. 
Традиции И.Федорова продолжали и развивали в типографиях Львовского и Виленского братств. Церковные книги быстро расходились и переиздавались заново. Авторские книги преимущественно стали издаваться в более позднее время. Например, книга «Иоанн Златоуст. Поучения» была издана в Вильно в 1798 году. Иоанн Златоуст почитается церковью как очень авторитетный толкователь библии. 
Книгопечатание в Киеве началось сравнительно поздно. Первая типография в городе была основана в Киево-Печерской Лавре в начале XVII века. Руководили типографией монахи. В нашем собрании типография Киево-Печерской лавры представлена книгами, изданными в конце XVIII века - «Акафисты и каноны» и «Молитвослов». 
В XVIII веке старообрядческие издания выпускались в Могилеве, Вильно, Гродно, Супрасле, Почаеве, Львове, Яссах. Почаевскую типографию в нашей коллекции представляют следующие издания: «Книга Преподобного и богоносного отца нашего Никона игумена Черной горы» 1795 года, «Канонник" 1783 года, «Устав» 1795 года. 
В Клинцах в 1786 году типографию основали сами старообрядцы. Они ставили перед собой задачу добиться печатания книг, которые были бы точной копией московских дониконовских изданий. Книги «Пролог» 1786 года и "Пролог" 1787 года, изданные в Клинцовской типографии купцов Д.Рукавишникова и Я.Железнякова также есть в нашем собрании. В «Прологе» 1786 года можно прочитать следующие владельческие записи: «Сия книга принадлежит Родиону Самойловичу Зыбину города Гомля Могилевской губернии Вылевской волости слободы Романовой», "Сия книга белицкого мещанина Ивана Дорофеива». 
В 1775-1802гг. в Гродно работала т.н. «королевская типография». Гродненская типография издавала научно-популярную и художественную литературу. В этой типографии выходили также книги на старославянском языке для старообрядцев. Здесь три раза переиздавался «Катехизис» Лаврентия Зизания с московского издания 1627 года - в 1783, 1787,1788гг. В «Катехизисе» 1783 года изложены не только догматы православия, но и сведения по истории, естествознанию, астрономии... Лаврентий Зизаний был очень образованным человеком. Знал русский, белорусский, старославянский языки. Работал учителем в школах братств Львова, Бреста, Вильно , Киева... Наряду с преподавательской работой он занимался издательской деятельностью. Изданная им «Грамматика славянская» использовалась как учебник на протяжении 25 лет. Данное учебное пособие послужило образцом для известной грамматики Милетия Смотрицкого. Заслуга Зизания в том, что он открыл путь к светскому образованию, активно выступал как ученый, педагог, писатель, общественный деятель. В Гродненской типографии были напечатаны хранящиеся в фондах музея « Псалтирь со святцами» 1785г., «Книга о вере истинной православной»,1785 г. 
Супрасльские издания в свое время также пользовались у верующих большой популярностью. Супрасльский монастырь был построен в конце XV века, его основателем считается брестский староста Александр Ходкевич. В Супрасле был создан один из центров православия, где вплоть до первой четверти ХХ века действовала крупная белорусская типография. В этой типографии было издано 343 книги на белорусском, польском, латинском, литовском языках, из них больше 100 изданий напечатано кирилловским шрифтом. В Супрасльской типографии неоднократно переиздавались книги религиозного содержания, в заставки и концовки в которых украшались цветочным орнаментом. Здесь же был выпущен под заказ ряд изданий для раскольников. 
Книга «История об отцах и страдальцах соловецких» вышла в свет в 1788году.Книги, пережившие векаИнтересен тот факт, что издание приписывали известному общественному деятелю, выдающемуся книгоиздателю XVIII века Николаю Ивановичу Новикову, человеку сложной и необычной судьбы. Поскольку книга эта, по мнению императрицы Екатерины ІІ, являлась "зловредной" и подрывала основы православной веры, содержала раскольничьи сочинения, противные духу православия. Это стало причиной многих бед в семье Новикова. Расследованием по поручению Екатерины ІІ занимался князь А.Прозоровский. В типографии и в доме Николая Ивановича были проведены обыски, в результате издатель был арестован. Издание с непростой "биографией" представлено в нашей коллекции.
...История мировой книжности учеными-книговедами разделяется на рукописный и печатный этапы. Несмотря на широкое распространение печатных изданий, продолжают создаваться рукописные книги вплоть до ХХ века. Как правило, в создании книг принимали участие несколько мастеров. Писцы писали тексты , украшали книги златописцы, художники-миниатюристы, переплетали их в своих мастерских переплетчики. Краски использовали, приготовленные из минералов и органического сырья. В узорах преобладал многокрасочный растительный орнамент . Порой причудливо сплетались растительные побеги и завитки с человеческими фигурами, птицами и животными. С древних времен в орнаменте мастер раскрывал темы, которые он брал из легенд, верований своего времени , используя богатую фантазию , характерную символику, делая книги более понятными для читателя. В искусно созданных книгах гармонично сочетались красота почерка с орнаментом. В старообрядческой среде создавались певческие рукописи, книги т.н. "крюкового" письма (древняя нотная система). Образцом рукописи крюковой нотации является книга «Праздники» написанная в 1865 г. жителем «посада Добрянки Павлом Ивановичем Инкиным», о чем свидетельствует запись в книге. Книга украшена миниатюрой с изображением Иоанна Дамаскина, заставками, концовками.Книги, пережившие векаПо определению кандидата искусствоведения С.И.Леонтьевой, книга написана в характерном для Ветки стиле. Т.н. "ветковский стиль" представлен в нашей коллекции и другими рукописными книгами. 
Как и старопечатные, так и рукописные книги содержат интереснейшие записи, которые рассказывают нам о судьбе книги и очень важных событиях из жизни ее владельцев. Например, в рукописной книге начала ХХ века "Праздники", которая бытовала в деревне Огородня Добрушского района Гомельской области, есть следующие записи: «Во время Русско-Германской войны в воскресенье 24(11 августа была бомбардировка Огородне гомельской убиты Алымова Иулиания и доч(и?) уставщикова Екатерина Алымова Вера и семья Скоробогатова Трофима и Скоробогатова Петра жена Феодосия, и два внука их»;« Сия книга была обречена к сожжению колеблющимися совестию младоумными, по внушению Божию спасена 1937г. не одна пять книг. Боброва Мария Тим.» , здесь же мы встречаем метрические записи членов семьи А. Боженова и пометки других владельцев. 
Большую историческую ценность по своему содержанию представляет сборник XVII- XVIII веков, состоящий из трех частей, т.н. конволют. Он включает : а) список святых; б) подлинник, в котором иконописцу даются рекомендации по изображению святых на иконах; в) характеристики образов святых на иконах. Сама книга называется "Подлинник" и является своего рода сборником методических рекомендаций для иконописцев-старообрядцев. Книги, пережившие века
Многие книги в конце XVIII-начале ХХ веков издавались на бумаге, выпускаемой на писчебумажной фабрике князя Ф.И.Паскевича, которая находилась в селе Добруш. Такие книги можно определить по филиграням на бумаге - водяной знак в виде герба Российской империи и датами - 1882 и 1896 . Именно в эти годы продукция фабрики была представлена на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и получила на ней высшую награду - право размещать на готовой продукции государственный герб, как символ качества. Такой фирменный знак фабрики размещен на листах книги "Канонник", изданной в конце XIX века.
...После Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) из г.Урюпинска Сталинградской области были реэвакуированы вместе с другими ценностями нашего музея книги конца XIX-начала XX веков - «Евангелия напрестольные» из дворцовой домовой церкви в память Св.Елизаветы и Св. Иоанна Богослова . Книги в металлических и бархатных окладах. Одна из этих книг примечательна тем, что на корешке бронзового оклада гравирована надпись: "Устроено сие св.Евангелие в Покровскую церковь села Камень Шляхетский усердием Александра епископа Костромского и Галичского. 1887г. Кострома». Книга издана в московской синодальной типографии. Бронзовый оклад книги богато декорирован, с позолотой и серебрением. На внешней стороне оклада размещены в медальонах евангелисты: Лука, Марк , Матвей, Иоанн, а в центре - «Воскресение Христово». Епископ Костромской и Галичский Александр, в миру Андрей Иванович Кульчинский, родился в 1823 году в селе Камень Шляхетский, Кобринского уезда Гродненской губернии. У наших посетителей есть возможность внимательно рассмотреть этот удивительный музейный предмет в экспозиции "Культовые предметы из фондов музея".
Книги, пережившие векаКниги, пережившие века
...Наша коллекция рукописных и старопечатных книг постоянно привлекает внимание специалистов. О наиболее ценных экземплярах рассказано в различных публикациях, каталогах и других научно-популярных изданиях. Они внесены в Государственный каталог наиболее ценных предметов Музейного фонда Республики Беларусь. Их можно увидеть в экспозициях и на выставках, как в музее, так и за его пределами. География наших выставочных проектов достаточно обширна. Книги, пережившие века, продолжают свою жизнь уже как музейные предметы.

 

Чуклеева М.В., ответственный хранитель коллекции


Вернуться назад