Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Летопись музея > Этнографическая коллекция музея. История формирования.

Этнографическая коллекция музея. История формирования.


9 сентября 2014

«Работа музейщика скучна и однообразна» - такое мнение не раз приходилось слышать от людей, не посвященных в эту профессию. Ведь приходя в музей, посетитель, в первую очередь, сталкивается с тишиной, неторопливостью... Время как бы замедляется, а порой и совсем останавливается, отправляя нас в определенную эпоху. Многим и в голову не приходит, что вся эта «идиллия» - результат каждодневного труда десятков сотрудников, которые не только изучают в тиши кабинетов экспонаты, «свалившиеся к ним на голову», но и, не жалея сил и времени, «добывают» их, формируя коллекции, оставляя в наследство потомкам артефакты истории и культуры. 

Из множества примеров формирования музейных собраний хотелось бы остановиться подробнее на коллекции этнографии. Почему именно на ней спросите вы? Во-первых, потому, что на протяжении всего периода службы в музее, а началось это летом 1988 г., у автора этих строк всегда присутствовал неподдельный интерес ко всему, что связано с народной традицией. Во-вторых, коллекция этнографии, думаю, что многие с этим согласятся, является одной из самых ценных в музее. Ее стоимость исчисляется не в материальном эквиваленте, а в том историческом и культурном значении, которое имеет каждый экспонат этнографической направленности. Ведь все они созданы на нашей земле, людьми, которые здесь жили, имели свои представления о красоте, соприкасались с другими традициями, и в этом процессе выплавлялось то, что характеризует нашу территорию, ее особенности и общие с другими этносами черты.
Новый музей, созданный в 1919 г. был основан на коллекциях, собранных во дворце прежними владельцами князьями Паскевичами. «Опись наличности Гомельского замка», датированная 1910 г. и первое время служившая сотрудникам музея книгой учета экспонатов, изобилует предметами, которые по праву можно назвать произведениями искусства. Роскошь и утонченность вкуса присутствовала во всем, от чайных фарфоровых чашек до предметов мебели и именного оружия. Подарки царствующих особ, награды и предметы обихода все говорило о статусе и возможностях владельцев дворца. Федор Иванович Паскевич проявлял интерес не только к охоте и светской жизни, но и к предметам археологии, о чем свидетельствует довольно обширный список хранившихся во дворце археологических находок: от останков мамонтов до древнерусских серебряных украшений и фрагментов греческих амфор. Среди объемного перечня есть и ряд вещей, которые можно было бы сейчас отнести к предметам этнографии, так как они все идут с пометкой «добрушской работы». Это вышитые скатерти, салфетки, полотенца. Однако в те времена они имели утилитарное значение, и после национализации дворца были переданы для дальнейшего использования в Губоно, о чем свидетельствуют пометки в «Описи наличности Гомельского замка». 
Документы 1923-32 гг., в первую очередь Главная инвентарная книга, в которую занесены все поступившие в музей экспонаты, не располагают сведениями о наличии в фондах этнографического собрания. Лишь в 1936 г. в книге зафиксирован ряд предметов, среди которых значатся сельскохозяйственные орудия труда (соха, борона), женский (рубаха, понева, пояс, передник, безрукавка, платок) и мужской костюм, орудия труда для обработки льна и ткачества. Большинство из них датированы II половиной XIX - началом XX в., но есть и более ранние, как например прялка 1840-х гг., или сахор (железные вилы) 1835 года. Каждый экспонат имеет краткую легенду с обозначением места бытования (деревни Столбун, Колбовка, Неглюбка Ветковского района, местечко Брагин, деревни Бурки и Глуховичи Брагинского района), данные о мастере, бывшем владельце и стоимости. К великому сожалению, все эти экспонаты были утрачены в годы войны. 
Следует отметить, что ущерб, нанесенный музею в годы Великой Отечественной войны, был в десятки раз масштабнее, чем утрата обозначенных выше предметов. Летом 1941 г. во время эвакуации часть экспонатов, в первую очередь крупные вещи, осталась на оккупированной территории и превратилась в обломки, а из эвакуированных в Волгоградский краеведческий музей в Гомель в 1946 г. возвратилась лишь десятая часть. 
Этнографическая коллекция музея. История формирования.Первые послевоенные годы пополнение музейных фондов шло главным образом за счет материалов, посвященных Великой Отечественной войне, событиям, развернувшимся на территории Гомельской области, партизанскому движению, героям-землякам. Лишь с 1954 г. наблюдаются единичные поступления в фонды предметов этнографии. Системного подхода в перечне предметов, поступивших в музей в 1950-60-е гг., не прослеживается. Помещенные в экспозицию они, в первую очередь, должны были демонстрировать тяжелую жизнь крестьян на контрасте с роскошью помещиков-угнетателей. Такой подход в те годы был закономерен. Ведь музеи рассматривались как политико-просветительные учреждения, которые являлись проводниками в массы основных постулатов, сформулированных идеологами коммунистической партии.
Этнографическая коллекция музея. История формирования.    Этнографическая коллекция музея. История формирования.

Новый этап в формировании коллекции этнографии музея начался в 1970-е гг. К этому времени в обществе произошло осознание того, что народная культура заслуживает внимания не только с точки зрения исследователей-этнографов, но и представляет интерес для широкого круга зрителей. Проведенные в государстве за годы советской власти индустриализация и коллективизация, технический прогресс изменили жизнь не только города, но и деревни. Традиционные орудия труда постепенно вытесняются машинами, существенные изменения происходят в крестьянском жилище, кардинально изменяется одежда. Необратимый процесс, в результате которого многое, что было обыденным, через несколько десятилетий может уйти безвозвратно, был очевиден. 

Одной из важнейших форм пополнения фондов предметами этнографии в это время становятся экспедиции. С 1970 по 1985 г. сотрудники музея объездили большинство районов Гомельской области, в некоторых побывали неоднократно. 
Как правило, команда из 4-5 человек выезжала на музейном автобусе и останавливалась в райцентре. В общении с работниками местного отдела культуры сотрудники выясняли, какие деревни стоит посетить в первую очередь, а какие могут не принести желаемых результатов. Ведь многие из населенных пунктов Гомельщины серьезно пострадали в годы Великой Отечественной войны, были частично или полностью сожжены. И понятно, что в таких деревнях мало что могло уцелеть из ценных для музейщика предметов. Такой подход был необходим и в целях сокращения времени (сроки экспедиции были ограничены) и в целях экономии топлива (существовал лимит на бензин). А еще бездорожье. Экспедиции совершались не только летом, но и в межсезонье, и даже зимой, и, что такое проселочная дорога, сотрудники не раз испытали на себе. Случалось, что небольшая группа 2-3 человека выезжала в район рейсовым автобусом, а там до каждой деревни добиралась попутным транспортом, или пешком. 
Решив организационные вопросы, сотрудники отправлялись по намеченному маршруту. Остановившись в населенном пункте, они устанавливали контакты с местными жителями, которые не всегда охотно расставались со своими вещами, даже за вознаграждение. Для кого-то это была память о бабушке или матери, для кого-то предмет, необходимый в повседневной жизни. Многие женщины пожилого возраста были убеждены, что покинуть этот мир они должны в народном костюме, и разубедить их в этом было непросто. 
И, тем не менее, от дома к дому, от деревни к деревне экспедиция постепенно обрастала новыми экспонатами.
Этнографическая коллекция музея. История формирования.    Этнографическая коллекция музея. История формирования.    Этнографическая коллекция музея. История формирования.    Этнографическая коллекция музея. История формирования.
Иногда это была случайность, или везение. Одна из старейших сотрудниц музея Чуклеева Мария Васильевна вспоминает, как вдвоем с Тарасовой Валентиной Михайловной они отправились на несколько дней в Чечерский район рейсовым автобусом. Посетив несколько деревень, они практически ничем не «разжились». Разочарованные они шли по одной из улиц Чечерска, и вдруг увидели домик с опрятным крылечком. Какое-то чутье подсказало им постучаться в этот дом, и оказалось - не напрасно. Более тридцати предметов ткачества (рубахи, передники, рушники) с характерными местными особенностями декора и способами изготовления были предложены хозяйкой дома. Многие из них датировались II пол. XIX - началом XX века и были изготовлены ее бабушкой и матерью. 
Бывали и нестандартные ситуации, о которых сотрудники по истечении времени не могут вспоминать без эмоций. Так, в 1978 г. во время экспедиции в Житковичский район посчастливилось приобрести сундук конца XIX -начала XX века. Чтобы добраться до автобуса, который оставался на другом берегу Припяти, сотрудники c помощью местных жителей погрузили сундук в лодку и пустились вплавь. Все завершилось благополучно, но до сих пор Чуклеева М.В. вспоминает, как пришлось сидеть в лодке, не шелохнувшись, так как вода достигала края бортов, и любой крен мог привести к плачевным последствиям. Но, как говорится «риск оправдан», и фонды музея пополнились редким экспонатом.
С конца 1980-х гг. по ряду причин экспедиционная деятельность музея постепенно затухает. Объективным фактором стала Чернобыльская трагедия, случившаяся в апреле 1986 г., в результате которой на территории области радиоактивному загрязнению подверглись сотни населенных пунктов, многие исчезли с лица земли, а с ними и целый пласт культуры. Но это тема отдельного разговора, выходящего за рамки нашего повествования.
В настоящее время основными источниками поступления предметов этнографии являются приобретения у частных лиц и дарения. Пользуясь случаем, хочется поблагодарить всех наших посетителей, сохранивших и безвозмездно передавших в музей то, что своими руками когда-то создали их предки. 
Более трех тысяч экспонатов насчитывает сегодня этнографическая коллекция музея. Орудия труда, ремесленные изделия, одежда, предметы внутреннего и внешнего убранства крестьянского жилища, образцы народной иконописи - вот далеко неполный перечень предметов, поступивших в фонды из разных регионов Гомельской области. Глядя на многие из них восхищаешься самобытностью, высоким уровнем исполнения, мастерством авторов, порой безымянных. Настоящими шедеврами народного творчества можно назвать тканые рушники из д. Неглюбка Ветковского района и образцы иконописи из Чечерского района, женские рубахи, декорированные разными приемами ручной вышивки из Добрушского района и рушники, выполненные в технике строчка-перевить из Житковичского района, комплексы праздничной женской одежды из г. Турова и д. Вязовица Калинковичского района.
Этнографическая коллекция музея. История формирования.    Этнографическая коллекция музея. История формирования.    Этнографическая коллекция музея. История формирования.    Этнографическая коллекция музея. История формирования.
Востребованность этих экспонатов не вызывает сомнения, как и в целом этнографической коллекции. Ее демонстрация имеет огромное воспитательное значение. Через знакомство с народной культурой происходит процесс осознания своих корней, богатства традиций собственного народа. 
Поэтому не случайно сотрудники Гомельского дворцово-паркового ансамбля обращаются в своей выставочной деятельности к предметам этнографии. Как правило, это тематические выставки, раскрывающие выбранный аспект многогранного мира народной культуры. Немаловажное значение этнографическая коллекция играет и в международных выставках. Если проанализировать ситуацию за 2009-2013 гг., то из всего количества выставочных проектов, реализованных Гомельским дворцово-парковым ансамблем за пределами республики, около 60% занимают выставки, посвященные белорусской народной культуре. География их обширна: Москва, Калининград, Курск, Рязань, Варшава, Банска-Быстрица. Разнообразна тематика: «Земля под белыми крыльями», «Белорусская народная икона», «Буслы», «Между небом и землей». Отрадно, что каждая из них вызывает живой отклик и становится важной составляющей межнационального взаимодействия.
Этнографическая коллекция музея. История формирования.    Этнографическая коллекция музея. История формирования.    Этнографическая коллекция музея. История формирования.
В небольшом обзоре мы затронули лишь одно из направлений деятельности музея - формирование отдельно взятой коллекции. Благодаря усилиям нескольких поколений музейщиков многие предметы, созданные талантливыми выходцами из народа, обрели свое новое звучание и стали связующим звеном между прошлым и будущим. 

Анна Кузьмич, зав. отделом по сбору музейных материалов и экспозиционной деятельности.


Вернуться назад