Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Летопись музея > ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ


18 февраля 2014
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯТ.Ф. Литвинова 
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Уважаемые посетители нашего сайта! Прежде чем начать перелистывать страницы летописи нашего музея, давайте заглянем в предысторию его образования. Она теснейшим образом связана с судьбой семьи Паскевичей и их Гомельской усадьбы, на территории которой сегодня находится Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Внимание! В этой статье мы впервые публикуем фотографии по истории дворца из собрания Государственного Эрмитажа!
Постараемся превратить в живописные средства имеющиеся в наших руках архивные документы, изображения, воспоминания и публикации очевидцев и попробуем написать картину с видами усадебного парка и дворцовых апартаментов накануне Октябрьской революции 1917 года.
К этому времени «золотой век» русской усадьбы уходил в прошлое. Многие родовые гнезда разорялись, продавались, некоторые меняли свое содержание, оставаясь хранилищами памяти о семье, все больше по своему духу приближаясь к музею или храму искусства. Последнее в полной мере можно отнести к дворцово-парковому комплексу князей Паскевичей в Гомеле.
Представьте, что мы следуем в карете из Петербурга по брусчатой мостовой Румянцевской улицы, и, оказавшись на Соборной площади, въехали в тонущий в зелени княжеский парк.
ПАРК
О великолепном парке Паскевичей сохранились восторженные отзывы современников. Несмотря на частную принадлежность, в этот период времени он был дружелюбно открыт для гомельчан два раза в неделю с 1 мая по 1 сентября. Прогуливаясь по парковым дорожкам, они одновременно наслаждались красотами цветущих клумб, экзотических посадок и дивной архитектурой. Приезжие получали возможность по особому разрешению и в сопровождении привратника осматривать его ежедневно. Здесь действительно было что посмотреть и чем восхититься.
Перед главным фасадом дворца был разбит партер - открытый газон - с тропическими насаждениями, на котором центральное место занимал фонтан, окруженный клумбой.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Вид на главный фасад Гомельского дворца. Фотограф Джованни Бианки. 1860-е. Государственный Эрмитаж
Повсюду были цветники, оранжереи, павильоны, беседки, гроты, скульптура. На площадке со стороны башни возвышался огромный бронзовый всадник - памятник Юзефу Понятовскому из Варшавы.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Вид Гомельского дворца с южной части парка. Фотограф Джованни Бианки. 1860-е. Государственный Эрмитаж
В пруду, пересекавшем парк, плавали лебеди, у его берегов стояли беседки затейливой формы, а через него были перекинуты мостики. Один из них, каменный и приземистый, существует до наших дней. Другой мост был длинным и ажурным. Он как будто парил над водой, поскольку был сооружен из легких металлических конструкций, ставших популярными в строительстве в конце XIX столетия после возведения башни Эйфеля в Париже. Нынешний пешеходный мостик через Лебяжий пруд воспроизводит форму прежнего.
За прудом на верхнем краю высокого склона были помещены большие валуны с высеченными именами охотничьих собак князя Паскевича - «Плутон», «Лорд» и «Марко». Где-то неподалеку в южной части парка находились каменные изваяния скифских времен. Местной «Эйфелевой трубой» называли башню обозрения, приспособленную из трубы упраздненного сахарного завода. Рядом, как и сегодня, находилась одна из оранжерей под названием «Зимний сад», удивлявшая гостей редкими растениями.
Все благоустройство усадьбы было основательным и идущим в ногу со своим временем. Здесь были своя прачечная и водокачка. Небольшая электростанция (ныне здание филиала Ветковского музея) давала свет не только в помещения дворца, но и позволяла освещать парковые аллеи. Продуктовые припасы хранились в погребах-ледниках, вырытых в земле неподалеку от кухни, которая размещалась в северном крыле главного усадебного дома - дворца.
Откроем одну из его многочисленных дверей, войдем...
ДВОРЕЦ
Ступая по великолепным дворцовым залам, попытаемся представить себе, скольких людей видели, сколько звуков отражали эти стены за более чем 200 лет своего бытия. Помнят они, как у парадного подъезда останавливались кортежи великих князей и российских императоров, кареты родственников и друзей хозяев дворца, которые вели очень активный светский образ жизни. Во дворец Паскевичей также гостеприимно допускались исследователи, сюда, как и в парк, стремились попасть горожане и заезжали путешественники, чтобы насладиться духом сохранившейся старины, полюбоваться произведениями искусства. Ведь в княжеском собрании соседствовали семейные реликвии, художественные, исторические и книжные коллекции.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Вестибюль в Гомельском дворце. Фотограф Джованни Бианки. 1860-е. Государственный Эрмитаж
Самые представительные, предназначавшиеся для приемов, помещения центральной части дворцового сооружения впечатляли богатством убранства стен и потолков. Колонный зал был инкрустирован крупной мозаикой бело-красного искусственного мрамора, белая гостиная поражала обилием белых выпуклых фигур, золотая столовая - обоями в золоченых рамах, подражавшими тисненой коже, сложным рельефным узором потолка и лепными орнаментами над дверями.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Колонный зал в Гомельском дворце. Фотограф Джованни Бианки. 1860-е. Государственный Эрмитаж
Полы в залах были «паркетные мозаиковые, набранные из разноцветных дерев лучшего рисунка». Не отставали по роскоши и комнаты, где часто проводили время владельцы: малый кабинет и спальня князя, красная гостиная, «кабинетик» и спальня княгини.
Как же были обустроены княжеские апартаменты? В описях дворца, которые педантично составлялись дворецким в каждом помещении, читаем, например, о спальне княгини: «кровать с инкрустацией двуспальная с гербом и балдахином, с двумя тюфяками, одним валиком и покрывалом голубого дома; столик ночной с инкрустацией - 2; столики с инкрустацией герба - 2; комод с инкрустацией и гербом со стеклами; бюро с гербом с инкрустацией; моленная с гербом с инкрустацией». По такому описанию можно только догадываться, какой необыкновенной была эта спальная обстановка. Но у нас есть удачный случай воочию рассмотреть некоторые из предметов и места их размещения на фотоснимке 1860-х годов.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

Интерьер княжеской спальни в Гомельском дворце. Фотограф Джованни Бианки. 1860-е. Государственный Эрмитаж
Он был сделан петербургским фотографом Джованни Бианки вскоре после того, как Федор Иванович Паскевич унаследовал Гомельскую усадьбу и перестроил на свой вкус главный усадебный дом. Тогда же и другие дворцовые интерьеры попали на фотографии, хранящиеся сегодня в фондах Государственного Эрмитажа. Внимательно рассмотрите их и полюбуйтесь той роскошью, которая в буквальном смысле царила в залах Гомельского дворца того времени.
По всему ощущается стремление хозяев наряду с уютом и комфортом создать атмосферу приподнятого настроения и парадности. Этому помогала изысканная меблировка и множество самых различных предметов, среди которых редкостные произведения искусства и ценные подарки монархов. Их демонстрировали с особым благоговением, торжественно размещая на самых видных местах, порой в специальных витринах и на подиумах, как в настоящем музее. К ним относились и огромные фарфоровые вазы, которые были размещены в большом кабинете в башне, в золотой столовой, колонном зале и белой гостиной.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Интерьер белой гостиной в Гомельском дворце. Фотограф Джованни Бианки. 1860-е. Государственный Эрмитаж
На фотоснимке последней перед нашим взором отчетливо предстают три такие вазы, а также напольные канделябры из хрустального и рубинового стекла, подаренные Николаем I фельдмаршалу Паскевичу. Бесконечно жаль, что эти изумительные осветительные приборы и единственные в своем роде образцы художественного фарфора не пережили послереволюционных лихолетий! Не дошли также до наших дней и изображенные на фото белой гостиной мягкая мебель для сидения в яркой цветастой обивке, и круглый стол, покрытый скатертью. А давайте присмотримся внимательно, что стоѝт на столе? Мы узнаем бронзовый канделябр с фигуркой Сатира, один из четырех, находящихся сегодня в нашей музейной экспозиции.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Канделябр золоченой бронзы с изображением сатира. Середина XIX в. Франция. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Столик нумизматический. Середина XIX в. Европа. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Часы каминные со скульптурной группой Венеры и Галатеи. Середина XIX в. Франция, Париж. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
При пристальном рассмотрении снимка находим среди мебели еще три оригинальных металлических столика, а на каминной полке перед зеркалом поблескивают бронзовые часы с фигурами Венеры и Галатеи, сохранившиеся в нашем музее...
(Продолжение следует)

 


Вернуться назад