Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Публикации > Стрекопытовский мятеж или шесть дней, которые потрясли дворец

Стрекопытовский мятеж или шесть дней, которые потрясли дворец


26 марта 2009

"Гомельская правда", 26 марта 2009 года

1919 год в истории Гомельской области стал отправной точкой в  деятельности различных ведомств, многих учреждений, организаций, всего того, что определяло структуру новой, формирующейся после Октябрьской революции, власти.  Это было, прежде всего, связано с рождением Гомельской губернии как новой административной единицы в составе России. Органы управления формировались, несмотря на существующие классовые противоречия, продолжающуюся гражданскую войну и другие сложности того исторического периода. Оказавшись в ту пору  по разные стороны баррикад, люди по-разному  понимали суть происходивших в стране перемен, по-разному  к ним относились,  по-разному видели свое будущее. Именно по этой причине классовая борьба  тогда набирала свои обороты.

Если говорить о Гомеле  того времени, то жизнь его протекала в сравнительно спокойном русле. В начале января 1919 года город покинули кайзеровские солдаты и,  казалось,  что ничто  не предвещало в дальнейшем  серьезных потрясений. Но избежать их нашему городу не удалось. Гомель, как и другие города и села,  оказался в водовороте многих событий, которые последовали после революции. Одним из них стало антисоветское вооруженное выступление 67-го и 68-го полков Тульской бригады. Направленные на фронт для борьбы с белополяками в район Калинковичи-Овруч, после неудачного наступления, под влиянием контрреволюционной агитации, полки оставили театр военных действий и прибыли в Гомель. Поскольку идейным вдохновителем солдатского выступления был офицер царской армии М.А.Стрекопытов, в историю Гомельщины это событие вошло как стрекопытовский  контрреволюционный мятеж. Судя по архивным документам, несмотря на попытки Стрекопытова направить это выступление в более менее цивилизованное русло (введение комендатского часа, запрещение продажи спиртного, издание приказов о  жестком пресечении  грабежей и мародерства и т.п.) результатов не имели. Почти на неделю в городе воцарился хаос. Историки посвятили этому событию,  а также его последствиям не одну публикацию. Я же хочу коснуться судьбы гомельского дворца в то непростое время.

Солдатский бунт в Гомеле начался 24 марта 1919 года. Во дворце находились  телефонный узел и пункт наблюдения, чуть позже здесь разместился и штаб Стрекопытова.  Именно по этой причине дворец, находившийся  в поле зрения противоборствующих сторон, стал главным стратегическим объектом. Это сыграло роковую роль в его судьбе. Вот строки одной из газет того времени: «...Справа Сож, слева 4 орудия орловской батареи. Ухают батареи и броневик, посылая снаряды на станцию Гомель. Приказ бить по замку Паскевича, где находится штаб Стрекопытова.  Попадания удачны».

Понятно,  что и старинный парк в конце марта также стал театром военных действий. По воспоминаниям жителя Гомеля С.П.Груздевского, «мятежники сделали попытку выставить орудия в районе нынешнего парка, около зимнего сада и башни, но...были обстреляны батареей красных и вынуждены были сняться, сделав один или два выстрела». Гомельчанин С.М.Фрейдин в воспоминаниях о пожаре во дворце отмечал: «Я вышел во двор и видел, что замок горит и стрельба прекратилась. Я понял, что мятежники отступают...».

Свом воспоминания оставил и  житель города К.Р.Воробьев: «В ночь с 28 на 29 марта партизанские отряды вплотную окружили Гомель. Прибыли красноармейские части, которые из орудий обстреляли бандитов... Дворец в парке горел».

...Мятеж был подавлен 29 марта 1919 года. В апрельском  номере  еженедельника  «Жизнь-творчество» о последствиях Стрекопытовского мятежа для дворца сообщалось: «Пожар продолжался 3-4 дня. Сгорел весь верхний этаж (комнаты для гостей) со всей стильной мебелью, роялями и некоторыми картинами, находившиеся там. Огнем уничтожен весь средний этаж (парадные комнаты). Почти весь сгорел колонный зал. Стены, покрытые мрамором, испорчены. Большая позолоченная люстра (до 500 свечей) уничтожена. Ваза, подаренная фельдмаршалу Паскевичу Фридрихом-Вильгельмом 1У, была разбита. Из шести фарфоровых ваз, находившихся в зале, подаренные Николаем I, 5 удалось вынести...».        В газете «Жизнь национальностей» в начале мая 1919 года в одной из статей сообщалось: «Жизнь в самом городе Гомеле понемногу входит в нормальные рамки. Одним из печальных следствий происшедшего в нем мятежа является гибель дворца князя Паскевича, который был  обширным музеем художественной старины. Благодаря энергии смотрителя Долгова и эмиссара коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Пошуканиса часть драгоценностей спасена  и отправлена в Москву для хранения в Историческом музее». В Москву тогда было увезено «...около ста пудов золота и серебра...». Понятное дело, в изделиях...

Несколько лет после пожара  дворец находился в плачевном состоянии. Причина была в том, что еще продолжалась гражданская война, затем последовала  послевоенная разруха в городе и губернии,  средств на восстановление народного замка не хватало...  В докладе Гомельского Губернского отдела народного образования   от 17 ноября 1921 по поводу восстановительных работ на дворце говорится : « 9 октября 1921 года производился осмотр здания замка с целью выявления разрушений, произведенных пожаром, происшедшим в 1919 году, а также дальнейших повреждений, вызванных атмосферными влияниями, так как в течение  3-х лет пострадавшая от огня центральная часть здания, лишенная крыши, потолочных перекрытий, большинства окон и дверей, постепенно разрушалась. Внутренняя отделка стен частично уцелела лишь в боковом белом рыцарском зале, из потолочных перекрытий сохранился купольный свод средней части главного колонного зала, а также колонны, увенчанные коринфскими пилястрами...».

...Выполнение работ по восстановление сгоревшей части здания с  максимальным сохранением архитектурных форм было возложено в 1923 году на строительное учреждение «Полесстрой». Первые работы начались с восстановления купола над дворцом, новых перекрытий над залами и  крыши.

...После первого серьезного повреждения в 20-м веке, дворец возобновил свою деятельность только в 1937 году. Тогда в нем был открыт гомельский городской дом пионеров...


Вернуться назад