Гомельский дворцово-парковый ансамбль > Коллекции
|
Характеристика музейного собрания государственного историко-культурного учреждения "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" Музей в Гомеле был открыт 7 ноября 1919 года в национализированном дворце князей Паскевичей. Основой для создания музея послужили предметы дворцового убранства и коллекции, принадлежавшие владельцам. Скульптура, изысканная мебель, картины, предметы декоративно-прикладного искусства, военные трофеи, холодное и огнестрельное оружие были представлены в первых музейных экспозициях. Огромный интерес вызывало собрание художественно-исторического музея в Гомеле у специалистов музейного дела России и Белоруссии. К сожалению, серьезный ущерб музею был нанесен в период гражданской и Великой Отечественной войн. Тысячи музейных предметов были безвозвратно утрачены. С 1952 года музей стал называться Гомельским областным краеведческим и в соответствии с профилем музея происходило формирование музейного фонда. Сегодня он насчитывает более 158 тысяч единиц хранения основного фонда, куда входят следующие основные коллекции: Археология. Наиболее значимыми и хорошо исследованными памятниками являются Бердыжская верхнепалеолитическая стоянка, стоянки мезолитического времени у д. Романовичи, д. Залядье Гомельского района, неолитический комплекс у д. Ходосовичи Рогачёвского района, могильники бронзового века у д. Стрелица Ветковского района и д. Ходосовичи Рогачёвского района, городища и могильники возле д. Воронино Житковичского района, д. Горошков и д. Милоград Речицкого района, д. Мохов Лоевского района, г. п. Уваровичи Буда-Кошелёвского района, на окраине Гомеля в урочище Шведская Гора, курганные могильники у д. Веточка, д. Гадиловичи, д. Мадора Рогачёвского района, д. Курганье Жлобинского района и, безусловно, Гомельское городище. Уникальными находками являются вислая печать со знаком Рюриковичей, найденная у д. Золотуха Чечерского района, клад шейных гривен XII века, найденный у д. Козий Рог Буда-Кошелевского района, а также материалы из раскопок Гомельского городища. Нумизматика. Документы. Фотодокументы. Отдельные комплексы посвящены известным людям, чья жизнь была связана с историей Гомельщины: участникам Великой Отечественной войны, ученым, деятелям науки, культуры и искусства. Огромный интерес представляют материалы о генеральном авиаконструкторе П. О. Сухом, министре иностранных дел А. А. Громыко, маршале К. К. Рокоссовском, психологе Л. С. Выготском и других. Изобразительное искусство. a) Наиболее яркую часть живописного собрания музея составляют полотна, которые отображают события, связанные с военной деятельностью бывшего владельца Гомельского дворца фельдмаршала И.Ф. Паскевича. Они выполнены художниками Януарием Суходольским, Мартином Залесским, Ёзефом Эттингером и др. Формирование коллекции современнной живописи началось в 1960-е годы. Фонды музея пополнились работами Бориса Звиногродского, Виктора Казаченко, Виталия Цвирко, Дмитрия Алейника, Роберта Ландарского, Николая Казакевича и многих других. В коллекцию акварели среди других входят 11 акварельных миниатюрных портретов членов семьи Паскевичей, часть из которых написаны известным польским художником-миниатюристом Станиславом Маршалкевичем; рисунки и акварели старейшей советской художницы Елены Машковцевой-Самойленко. В коллекцию живописи входят также иконы, написанные темперой и маслом. Коллекция иконописи насчитывает более 400 предметов. Ее целенаправленное формирование началось в 1970-е годы в основном за счет приобретения икон у населения. Особую ценность представляют иконы, принадлежавшие бывшим владельцам Гомельского имения князьям Паскевичам. Они высокохудожественны, выполнены в технике мозаики, резьбы по кости, в богато декорированных окладах. Уникальными являются иконы "Богоявление Господне", "Кающаяся Мария Магдалина", "Умиление" и др. Большой интерес представляют иконы, созданные мастерами, жившими и творившими на территории Гомельской области. Одним из ярких явлений в творчестве иконописцев является ветковская икона. В XVIII веке Ветка становится центром старообрядческого раскола на Гомельщине. Здесь была создана собственная школа иконописи. Сохранив в основе черты древнерусской иконописи, ветковская икона впитала в себя разные художественные традиции, она украшалась богатыми окладами из серебра, латуни, шитыми бисером, помещались в резные золоченые киоты. На территории Гомельщины широкое распространение получила народная икона, уровень исполнения которой полностью зависел от таланта и художественного вкуса автора. б) Графика представлена работами преимущественно советского времени. Это гравюры одного из виднейших белорусских графиков Федора Тычины, книжные иллюстрации известного мастера книжного искусства, выходца из Гомеля, Якова Телишевского и других художников. в) Коллекция скульптуры включает всевозможные рельефы в виде резьбы по дереву, кости, камню, металлического литья, а также круглую скульптуру. Среди образцов дворцовой мраморной скульптуры XIX в. - копии фигур Аполлона, Венеры, копия с работы Микеланджело "Моисей". Интерес представляет скульптурная композиция "Похищение сабинянок". Художественная бронза в нынешней музейной коллекции представлена скульптурными произведениями, часами и канделябрами. Она насчитывает более пятидесяти предметов из дворцового убранства бывших владельцев гомельского имения. Декоративно-прикладное искусство. Коллекция включает предметы из дворцового собрания Паскевичей, современного декоративно-прикладного искусства, изделия предприятий области художественного профиля, авторские произведения наших земляков. Уникальным является клад культовых предметов к.XVIII-II пол. XIX вв., найденный на территории Гомельского района на месте бывшего Ченковского монастыря. Ткачество и вышивка. Явлением в народной культуре можно назвать неглюбские рушники Ветковского района. Своя неповторимость прослеживается в декорировании рушников центральных районов Восточного Полесья (Светлогорский, Калинковичский, Жлобинский район). Геометрический орнамент рушников Гомельского и Добрушского районов отличается тонкостью, наличием мелких элементов, которые придают декору легкость и пластичность. Народная одежда Гомельщины представлена женскими рубахами, безрукавками, поясной одеждой (юбка, передник), поясами, головными уборами, обувью. Вооружение. Одежда. Мемориальная одежда партизан, подпольщиков, воинов Советской армии, отличившихся при освобождении Гомельщины и нашего города, наших земляков. В коллекцию входят элементы традиционного народного костюма Гомельщины (рубахи, юбки, безрукавки, передники, пояса, головные уборы). Сюда же входит одежда служителей культа. Печатные издания. Целенаправленное формирование коллекции началось в 1970-е годы. Основу коллекции составляют старопечатные книги XVI - 1-й четверти XIX вв., рукописные и книги церковной печати. В музее хранятся книги разных типографий, действовавших на территории Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, Речи Посполитой, России, Украины и т. д. Среди старопечатных книг самыми ранними изданиями являются "Евангелие" Петра Мстиславца, 1575 года, "Новый завет с Псалтырью" 1596 г., "Апостол" 1601-1610 гг., "Триодь цветная" Ивана Андроникова 1604 г. Традиция рукописной книги, характерная для старообрядческой среды, в Ветковском районе просуществовала до 1930-х годов. Самым ранним образцом рукописной книги является "Евангелие" XVII в. Прекрасно выполненные местными мастерами заставки, концовки, инициалы и миниатюры делают книги подлинными произведениями искусства. Рукописи и рукописные книги. Мебель. Материалы по естественнонаучной истории. Полезные ископаемые нашего края, палеонтологические, энтомологические материалы, коллекция морских организмов. Вернуться назад |